Об украинских форс-мажорах

08.10.2013 10:30   -
Автор:
Премьер-Лига сегодня утром приняла решение доиграть матч, считая, что отключение энергии на «Днепр-Арене» случилось по причине форс-мажора, а, следовательно – несчастный случай. В Харькове же с этим не согласны и просят КДК ФФУ разобраться в этой ситуации. И у них есть для этого все законные основания.
Итак, открываем пункты регламента, на которые ссылается Премьер-лига:
Статья 9. Пункт 17: У разі виникнення форс – мажорних обставин рішення щодо дати проведення матчу приймає Дирекція.
Статья 9.Пункт 31: Якщо арбітр прийме рішення припинити проведення матчу через, наприклад, непридатне поле для гри, то час матчу, який залишився, має бути дограний на наступний день або в резервн (ий/у) день/дату або вінший день, встановлений Дирекцією, якщо тільки дане питання не буде передано на розгляд КДК ФФУ.
Статья 30. Пункт 15: У разі виходу з ладу системи штучного освітлення до (під час) матчу та неможливості ліквідації несправності впродовж 30 хвилин, не надавати дозволу на проведення (продовження) матчу. У такому випадку рішення щодо матчу приймає Дирекція.
Выходит, что около 11 часов утра, изучив абсолютно все факты и рапорт делегата, Дирекция Премьер-Лиги сочла отключение света форс-мажором. Теперь читаем, что же такое форс-мажор в Регламенте:
Надзвичайна, непереборна і непередбачувана за даних умов сила, яку неможливо передбачити та запобігти їй, і яка не залежить від волі та дій фізичних і/або юридичних осіб. Форс-мажор є обставиною, що звільняє від відповідальності за повне або часткове невиконання зобов'язань.
С теорией разобрались. Переходим к разбору самой ситуации. Все помнят из ТВ-трансляции, что сперва не работала часть прожекторов, затем вовсе перестали работать прожектора, но все это время продолжали работать два табло и часть электронной рекламы по периметру стадиона. Это доказывает, что полного отсутствия энергии на стадионе не было. Дальше открываем заявление ДТЭК Днепрооблэнерго и читаем:
Было установлено, что аварийных и технологических нарушений не происходило. Подстанция, как на момент инцидента, так и сейчас – обеспечивает полное надежное электроснабжение объекта по схеме нормального режима. «Подстанция “Славута” – это современный объект, оборудованный быстродействующими защитой и автоматикой. В случае нарушения диспетчеру поступила бы мгновенная информация об аварийном отключении. В данной ситуации этого не происходило. Напряжение не исчезало ни на одну секунду. Положение выключателя остается неизменным. На данный момент это подтвердил и главный энергетик стадиона, объяснив причину возможным сбоем в электронике на оборудовании ТП ООО “Днепр-Арена”.
Получается, что никакого отключения в помине не было, о чем сначала пытались заявлять, в том числе и в ТВ-трансляции. Оказывается, произошел сбой в оборудовании на самом стадионе. Это подтверждает и рапорт делегата, уточняя, что главному энергетику стадиона не удалось переключить освещения на дизель-генератор, имеющийся на стадионе.
“Перед началом второго тайма пропала значительная часть электрического освещения футбольного поля. Арбитр матча в течение семи минут ожидал возобновления освещения, после чего приостановил матч и отправил команды в раздевалки. Еще через 15 минут освещение пропало совсем.
Главным энергетиком „Днепр-Арены“ Яковлевым А.Л. предпринимались попытки переключения освещения на дизель-генератор, имеющийся на стадионе. Однако в течение 45 минут ему это не удалось (объяснительная прилагается).
Освещение на стадионе было восстановлено через 58 минут с момента его прекращения”.
В итоге Премьер-Лига посчитала, что неизвестный сбой на самом стадионе и неудача главного инженера “Днепр-Арены” являются форс-мажором. А кажется, просто халатность сотрудников стадиона и главного энергетика в том числе, которые были абсолютно не готовы к такой ситуации.
Хотя, согласно все тому же регламенту, все должно проходить автоматически в кратчайшие сроки:
Статья 60. Пункт 1: На стадіоні має бути передбачено два незалежні одне від одного джерела енергозабезпечення.
Статья 60. Пункт 2: Система енергозабезпечення на стадіоні має бути такою, щоб при відключенні основного джерела відразу ж автоматично підключалося інше незалежне джерело, що забезпечує безперебійне живлення.
Не считает этот случай форс-мажором и официальный делегат УЕФА в 1993-2008 гг. Константин Вихров:
В случае с Днепропетровском проблема возникла из-за технических неполадок, то есть было преодолимое препятствие. Обратите внимание, что после решения делегата, уже через пару минут свет на арене появился.
Ведь проблема возникла из-за того, что вышел из строя электрический прибор. В наше время любое устройство можно оперативно заменить. И если к инспектору обращались с просьбой подождать лишних 10 минут сверх положенных, то он имел все основания прислушаться и сыграть второй тайм. В итоге оказалось, что никакой техногенной катастрофы не произошло. Но делегат подошёл к решению этого вопроса формально.
Честно говоря, очень удивляет решение халатность сотрудников стадиона клуба хозяина выдать за форс-мажор. Возможно, в Премьер-Лиге просто не захотели брать на себя ответственность и передавать дело на КДК ФФУ. Дирекция посчитала, что непонятная пропажа освещения только на футбольном поле и невозможность за 30 минут переключиться соответствующим службам на резервный дизель (хотя это автоматически должно быть) – техногенная катастрофа. Никто не хочет даже минимально прояснить эту ситуацию: в Премьер-Лиге говорят, что все полностью указано в их решении, а руководство в ФФУ, организации, которой сейчас придется разбираться с этим моментом, не отвечают на звонки.
В противовес этому мой коллега Владимир Пояснюк привел несколько примеров из Европы, в которых давали возможность доигрывать матчи. Так вот тоже несколько примеров из матчей еврокубков:
— Кубок УЕФА 1992/93, 1/32 финала, ответный матч. ПАОК (Греция) — ПСЖ (Франция) – техническое поражение ПАОКу.
При счете 0:2 в пользу французов погас свет на стадионе в Салониках. В матче было сыграно к тому моменту 45 минут. Освещение восстановить вовремя не удалось, и грекам было засчитано поражение 0:3.
— Лига Чемпионов 1997/98, второй квалификационный раунд, первый матч. МТК (Венгрия) — “Русенборг” (Норвегия) – аннулирование результата и переигровка.
На 67-й минуте матча при счете 3:2 в пользу венгерского клуба пропало освещение, после чего арбитр прервал матч, поскольку не удалось исправить ситуацию. УЕФА практически сразу принял решение аннулировать текущий результат матча, и на следующий день матч был полностью переигран.
— Кубок УЕФА 2001/02, первый раунд, второй матч. “Рапид” Б (Румыния) — ПСЖ (Франция) — техническое поражение “Рапиду”.
На 113-й минуте матча на стадионе погас свет. Починить освещение не удалось, и арбитр прервал встречу. УЕФА позже засчитал поражение хозяевам поля, а французов оштрафовал на 15 тысяч швейцарских франков за то, что покинули Бухарест до окончательного вердикта УЕФА. Румыны утверждали, что света не было в нескольких районах.
Но это размышления… Как будет дальше — скажет КДК ФФУ.