Непопулярные решения: на что Порошенко может пойти «ради мира на Донбассе»

07.04.2016 14:42   -
Автор:

В Украине за несколько лет так и не удалось решить конфликт на Донбассе. Как сообщает Штаб военной операции, только за минувшие сутки боевики 76 раз нарушили режим прекращения огня. Сегодня президент Петр Порошенко во время своего визита в Японию заявил, что мир на Донбассе будет обеспечен даже за счет применения непопулярных в обществе шагов. “Сегодня.ua” выяснял, на какие шаги может пойти украинская власть и к чему это приведет.

Как отмечает политолог Андрей Золотарев, вероятнее всего президент, говоря о непопулярных решениях, имел в виду выполнение тех пунктов Минских соглашений, которые, по словам эксперта, не поддерживает часть украинского общества. “Того, что содержится в Минских соглашениях, достаточно, чтобы вызвать обострение политического кризиса. Именно поэтому украинская власть не спешила с имплементацией, понимала, что это может расколоть Раду. Вполне возможно, что именно это и имел в виду президент. И амнистию, и проведение выборов, то есть, то, что содержится в Минских договоренностях”, – говорит политолог.

Минские соглашения подписали участники Трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта на Донбассе еще в феврале прошлого года и, как отметил на своей пресс-конференции президент Украины, их должны были выполнить еще в конце 2015-го. Однако, по решению Нормандской четверки, срок реализации соглашений продлили и на 2016-й.

Экс-замначальника Генштаба ВСУ Игорь Романенко отмечает, украинская сторона настаивала – в первую очередь нужно реализовать пункты соглашения, связанные с безопасностью (прекращение огня, возвращения контроля над украинско-российской границей, вывод иностранных вооруженных формирований), а уже после заниматься выборами и Конституционной реформой.

К слову, в примечаниях к Минским соглашениям предусмотрен закон об особом статусе Донбасса. Когда закон вступит в силу, Украина даст гарантию, что участники “событий на отдельных территориях Донецкой и Луганской областей” освобождаются от уголовной ответственности. Кроме этого, права участников “событий на отдельных территориях”, которые ранее поддерживали т.н. “республики” защищаются законом.

Согласно 4 статьи закона, каждый житель территории с “особым статусом” имеет право самостоятельно выбирать язык общения. Также защищается право использовать российский язык в образовании, средствах массовой информации, органах местной власти, суде, экономической и социальной сферах деятельности.

Кроме того, местная власть получает право участвовать в назначении сотрудников прокуратуры и судей. Украина обязуется каждый год выделять из бюджета средства на восстановление и развитие отдельных территорий Донецкой и Луганской областей.

Как считает Игорь Романенко, вполне вероятно, что заявление президента означает, что вопросами безопасности могут заниматься параллельно с выборами на оккупированной территории.

“Раньше украинская сторона жестко придерживалась вопросов безопасности. То есть сперва безопасность, а после остальные вопросы (выборы, Конституционная реформа). Возможно, сейчас будут рассматриваться вероятность идти на выборы и параллельно решать вопрос безопасности. Поднимался вопрос, чтобы в ОБСЕ появилась полиция с оружием. Они бы могли контролировать границу, вооруженные силы”, – считает военный эксперт.

“Возможно, сейчас будут рассматриваться вероятность идти на выборы и параллельно решать вопрос безопасности. Поднимался вопрос, чтобы в ОБСЕ появилась полиция с оружием. Они бы могли контролировать границу, вооруженные силы”, – считает военный эксперт.

К слову, представители так называемых “ДНР” и “ЛНР” Денис Пушилин и Владислав Дейнего заявили, что создание на Донбассе международной полицейской миссии обернется настоящей войной. Они также подчеркнули – чтобы выборы состоялись, надо ввести “согласованные с нами поправки в конституцию Украины и в закон об особом статусе, а также совместно разработать закон о выборах”.

При этом Петр Порошенко заявлял, что он намерен в ближайшее время на переговорах в “Нормандском формате” поднять вопрос по поводу инициативы размещения на Донбассе вооруженной полицейской миссии ОБСЕ.

К слову, некоторые военные эксперты считают, Минские соглашения не приведут к урегулированию конфликта на Донбассе. Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник уверен: “Теоретически – будет поставлен этот “пунктик” для европейцев – Украина все выполнила. Но будут и другие последствия. Это, как минимум, легализация “Плотницких-Захарченков” или тех, кто будет поставлен им на замену. Де-юре это будут представители украинской власти, де-факто – ставленники Москвы”.

“Следующим шагом станет превращение двух армейских корпусов, на вооружении которых стоит, по данным украинской разведки, 450 танков, 950 боевых бронированных машин, 370 артиллерийских систем, 200 реактивных систем залпового огня, в народную милицию так называемых “ДНР” и “ЛНР”, которая станет, по факту, 40-тысячной силовой структурой, которая будет содержаться бюджетом Украины, но будет неподконтрольна Киеву”, – пишет Мельник в своей колонке для “Сегодня.ua”.

Полноценная война или замораживание конфликта

Игорь Романенко считает, кроме Минских соглашений есть еще один вариант урегулирования конфликта – силовой. Правда, по словам эксперта, к подобному сценарию Украина на данный момент не готова.

“Есть еще военный вариант. Сейчас мы к нему не готовы. Нужно лучше подготовить вооруженные силы и выбрать момент, как это сделала Россия, когда будет ослаблен противник”, – говорит эксперт.

Политолог Андрей Золотарев отмечает, военное решение только приведет к обострению мультиполитической ситуации. При этом возможен также вариант, когда конфликт на Донбассе будет заморожен.

“Есть еще вариант замораживания конфликта. Как мы наблюдали между Карабахом и Азербайджаном. Конфликт 20 лет был заморожен, и тут поехал Алиев в США, вернулся и конфликт разморозился. Вполне политически успешно для Алиева. Несколько километров отвоевано армянами и это создает почву для политических переговоров. Наиболее приемлемая для украинской власти линия как раз заключалась в замораживании конфликта”, – уверен политолог.

К слову, как отмечает политический эксперт, вполне вероятно, сейчас президент затрагивает вопрос “мира на Донбассе” в том числе для того, чтобы отвести внимание украинцев от оффшорных скандалов.

“Это ложится в логику классического “выравнивания” информации. Когда нужно перефокусировать общественное внимание на другие проблемы. Увести полюс обсуждения на другие вопросы. Это вполне ложится в канву информационных технологий”, – говорит эксперт.

Источник: Сегодня

Подготовила Анна Лапенко