Чем обернется для пассажиров приватизация вокзалов

16.02.2018 16:17   -
Автор:
Частника выберут по тендеру. Как заявил заместитель главы Минэкономразвития Михаил Титарчук, в числе первых объектов на передачу рассматривают сразу четыре вокзала: в Хусте, Славском, Яремче и Николаеве. Вдохновлялись проектом по опыту курортного городка Сопот в Польше, где после внедрения такой схемы у города появились подземная парковка и новые дороги. “Частный партнер выбирается путем проведения конкурса. С его победителем заключается договор, в котором определяются все права и обязанности двух сторон, а также механизм контроля. Это не обязательно будут только туристические города. Пилотные вокзалы выберем в зависимости от пассажиропотока, количества иностранцев, скоростных поездов и Интерсити“, – сказал М. Титарчук.
Стоит отметить, что из четырех выбранных вокзалов два – в Хусте и Николаеве – находятся в ужасном состоянии. При этом для вокзала Николаева еще в прошлом году из госбюджета выделили 89 млн грн на реконструкцию, однако с ремонтом почему-то не спешат. Впрочем, железнодорожники видят в идее с вокзалами и риски. “Во многих странах вокзалы не принадлежат компаниям, которые занимаются путями. Да и “Укрзализныця“ не справляется с обслуживанием и поддержанием вокзалов в надлежащем виде. Так что шаг, конечно, правильный, но есть риск того, что после сдачи вокзалов в аренду они будут использоваться не по назначению – не обеспечат круглосуточный прием пассажиров. По опыту тех объектов УЗ, которые ранее передавались в аренду, можно сказать, что условия не соблюдались, так как нельзя было контролировать собственника“, – говорит бывший замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер.
Эксперт общественной кампании “Евро-патруль“ Вячеслав Коновалов говорит, что происходящее с вокзалами будет зависеть от условий, на которых их будут передавать частникам. “За последние 20 лет было несколько попыток привлечения частных контор на вокзалы, и каждый раз все эти попытки блокировались, а цены не снижались. Например, в 2014 году открывали частный поезд Киев – Одесса – Измаил, которого хватило на пару месяцев, и потом ему не дали развиваться. У меня такое ощущение, что идея с частными вокзалами – это некое прощупывание почвы: схему опробуют на небольших объектах, чтобы в дальнейшем реализовать ее на вокзалах крупных городов“, – считает эксперт.
В “Укрзализныце“ – наряду с горячим питанием, продажей книг и электронными развлекательными системами в ночных поездах – уже в этом году может появиться duty free. Как заявил и. о. главы УЗ Евгений Кравцов, сейчас в ведомстве изучают востребованность услуги. Впрочем, питание в поездах пассажирам обещают еще с ноября прошлого года, а задержку объясняют тем, что никак не могут решить вопрос, где хранить борщи и каши во время движения. Та же история и с телевидением – для его работы УЗ необходимо закупить дорогостоящие лицензии на вещание и трансляцию программ.
Подготовила Татьяна Адамович