За чертой

18.11.2013 09:26   -
Автор:
Если какой-то из этих пунктов вам недоступен сегодня вовсе или доступен в меньшей степени, чем хотелось бы, можно ли считать себя бедным? На днях Украинская ассоциация издателей и Программа развития ООН в Украине организовали для киевских и региональных журналистов практические занятия, чтобы помочь им разобраться, как правильно писать на тему бедности, рассказали, что делается в стране для преодоления бедности, как журналистика «способствует социальной солидарности» и т. д.
С момента появления в обществе самого понятия денег, как всеобщего эквивалента стоимости товаров и услуг, и их существования в виде ракушек, перьев или монет, всегда были те, у кого перьев, ракушек и монет было больше. Богатые и бедные, как Инь и Ян, — неотъемлемые взаимозависимые составляющие этого процесса.

Не тот беден, кто мало имеет, а тот, кто хочет многого. (Сенека)

Сегодня разговоры о бедности и путях ее преодоления приобрели мировые масштабы. Деньги, деньги, деньги! Они занимают умы огромного количества людей. Кому-то не хватает на яхту, а кому-то на пресловутый хлеб с маслом. Но, как ни парадоксально, и в том, и другом случае, в своем стремлении зарабатывать мы зачастую теряем смысл и важность простых истин, общечеловеческих ценностей. Или меняются сами ценности?..

Заграница нам поможет

В 2000 году обеспокоенное масштабами бедности мировое сообщество на Саммите тысячелетия ООН утвердило Декларацию тысячелетия ООН, которая определила основные цели развития тысячелетия (ЦРТ) и начала процесс достижения в мире определенных до 2015 года результатов в тех сферах, где неравномерность глобального человеческого развития оказалась самой острой. Декларацию поддержали 189 стран. Важнейшими задачами определены: преодоление бедности, борьба с голодом и нищетой. Во многих странах мира ЦРТ стали основой для национальных стратегий развития, первоочередным заданием которых является преодоление бедности.
В Европе была одобрена новая европейская стратегия экономического развития «Европа-2020: стратегия разумного, устойчивого и инклюзивного роста». В качестве целевого ориентира стратегией установлено, что до 2020 года количество людей за чертой бедности должно быть сокращено на 20 млн. человек.

Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства — прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить. (А. Сент-Экзюпери)

Как рассказала менеджер Проекта «Ускорение прогресса в достижении ЦРТ в Украине» Программы развития ООН в Украине Наталия Ситникова, стратегиями преодоления бедности, введенными Международным валютным фондом и Мировым банком, могут воспользоваться и жители Украины. «Главное — владеть этой информацией, знать, куда и как обращаться за помощью», — пояснила эксперт.
На сегодня 110-ю странами мира завершена разработка СПБ, 57-ю странами разработаны предварительные проекты СПБ. Программы ООН реализуются и в сложных украинских реалиях, не лишенных коррупции. Как заверила Н. Ситникова, ей не известны скандальные прецеденты нецелевого использования выделенных ООН средств на реализацию той или иной программы (будь то проведение водопровода в крошечном селе или строительство школы в небольшом городе). «Основное правило: прозрачность и подотчетность любого проекта, — отметила она. — Для ООН важнейшей целью программы является активизация местной громады, в интересах которой и является контролирование расходования выделенных мировым сообществом доноров средств. Введение стратегии бедности призвано обеспечить сокращение масштабов этого социального бедствия путем усиления взаимосвязи между собственными усилиями страны, донорской поддержкой и выполнением заданий развития для достижения ЦРТ».

Украинская стратегия

Чтобы не отставать от мирового сообщества, в 2001 году Президент Украины подписал Указ «О Стратегии преодоления бедности», после чего проблема бедности в нашей стране была официально признана и впервые за годы независимости определены такие термины как бедность, глубина бедности, предел бедности, крайняя форма бедности, уровень бедности. Стратегией обозначено, что национальным пределом бедности является 75 % медианных совокупных затрат в расчете на условного взрослого. В этом же году в Украине была разработана Государственная целевая программа преодоления и предотвращения бедности на период до 2015 года.
Чрезвычайно важным инструментом преодоления бедности, говорят экономисты, эксперты, стала реализация социальных инициатив Президента Украины В. Януковича: увеличение размеров государственной социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми и нетрудоспособным лицам, повышение пенсий участникам войны, пенсионных выплат тем, кто пострадал вследствие Чернобыльской катастрофы, военнослужащим в отставке и др.
Сегодня в стране более 13 млн. граждан имеют право на социальные льготы. Однако главной проблемой системы льгот является несоответствие государственных обязательств с финансовыми возможностями для их обеспечения. Большинство программ социальной помощи в Украине характеризуется низким уровнем охвата бедных слоев населения, неэффективной адресностью помощи, и, как следствие, присутствует обратный эффект — увеличивается расслоение населения по доходам.

Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб спрятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного. (Д. И. Фонвизин)

К примеру, отмечают экономисты, за последние 10 лет количество матерей-одиночек в Украине увеличилось в 20 раз. Эксперты полагают, что как минимум половина из них — фиктивные. Когда с 2001 года размер этой помощи стал увеличиваться, многие перестали регистрировать брак, чтобы получать деньги от государства. Вопрос введения дорогостоящих систем контроля над льготниками остается актуальным и открытым. «В Израиле, к примеру, представитель контролирующих органов может прийти к женщине в любое время суток без предупреждения. И, если там окажется мужчина, то это уже может оказаться поводом для отмены выплат пособия, — привели пример киевские специалисты. — Примерно такая же ситуация в Великобритании, где в случае выявления мошеннических действий со стороны «льготников», государство обязывает их выплатить штраф, превышающий саму льготу в разы. В нашей стране, такие жесточайшие меры контроля пока малоприемлемы в силу различных факторов».
В целом, приходят к выводу эксперты, наиболее уязвимой социально-демографической группой населения являются дети до 18 лет, треть которых попадает в категорию бедных, а не самые пожилые граждане, как ошибочно принято считать. Самый же низкий уровень бедности в нашей стране характерен для лиц в возрасте 45–64 лет. «В 45 и старше доходы от занятости достигают максимального значения, к которым со временем добавляются пенсионные выплаты, а дети выходят в самостоятельную жизнь, — говорит заведующая отделом исследований уровня жизни населения Украины Института демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи НАН Украины Людмила Черенько. — После 70 лет показатели бедности резко возрастают, особенно среди женщин, что связано с двумя факторами: более низким уровнем пенсий лиц старших возрастных групп в сравнении с так называемыми «молодыми» пенсионерами, а также потерей остаточной трудоспособности и возможности заработать дополнительные к пенсии средства».

Богатство — в себе

«Относительная бедность, — считает Л. Черенько, — как неравенство всегда была, есть и будет. Но и само понятие бедности многомерно. Если мы говорим о монетарной бедности, как понятии относительном, то в любой стране всегда будет присутствовать процент людей, не дотягивающих до средних общественных стандартов. Во Франции, например, 11 % жителей имеют доход ниже 60 % медианы. То есть живут хуже общих французских стандартов. Такое относительное понятие применимо к конкретной отдельно взятой стране в рамках конкретного периода времени. Сравнение между странами несколько сложнее, поскольку уровень оплаты труда и стоимости жизни в каждой стране свой».
— Людмила Николаевна, ваше личное мнение: что происходит в нашей стране и куда мы движемся? Какова тенденция?
— Сейчас, к сожалению, ничего не происходит. Последние несколько лет. Мы остановились на какой-то точке. Хотя как будто после 2008 года еще было какое-то улучшение, а потом — снова «болото». И самое ужасное, что нельзя сказать, что будет дальше и что нас ждет. Такое неведение больше всего угнетает и граждан, и исследователей. Очень сложно что-то прогнозировать.
— Как изменились критерии оценки бедности населения? Ведь меняются ценности, приоритеты в обществе.
— Безусловно! И в мире, и в Украине, в частности. Очень серьезные изменения произошли после Второй мировой войны, в 60‑е годы произошла революция в вопросах социальной экономики. Как раз в этот период и возникает определение относительной бедности — когда бедными считаются не те, кто не доедает, могут жить в нормальных условиях, а те, чье состояние ниже общепринятых стандартов по стране.
— Вам не кажется, что эти стандарты преимущественно навязаны обществом потребления, о котором сегодня все чаще говорят?
— Что-то в этом есть. Но, с другой стороны, коль они уже навязаны, человек, который хочет жить по этим стандартам, но не дотягивает до них, испытывает неудовлетворение и страдает.
— На ваш взгляд, не как экономиста, а просто по-человечески, не думаете вы, что, возможно, к решению вопроса бедности стоит приобщить не только исследователей, тех же экономистов, финансистов, а, скажем, представителей культуры, образования, церкви, чтобы перенаправить несколько вектор ценностей в обществе от бесконечной мысли о деньгах, бесконечном зарабатывании в сторону духовности, семьи, человеколюбия?
— Знаете, самое ужасное в нашей стране то, что каждый стремится к тому, чего ему не хватает. Казалось бы, логично. Но, с другой стороны, многие вопросы имеют в своем решении отнюдь не денежную составляющую — тот же присмотр за пожилыми людьми, волонтерские движения и так далее.
— Думается, что в западных регионах Украины несколько другие ценности и потребности, а следовательно, и удовлетворенность своей жизнью, доходами другая, чем в Центре и промышленном Востоке.
— Ну, там же более религиозные люди. И религиозность эта складывалась исторически на протяжении многих лет. Хотя, конечно, воздействовать на психологию общества нужно. Приведу такой пример: маленький населенный пункт, жители жалуются, что у них не чищены улицы, нет красивых парков, клумб с цветами и так далее. И они сидят, жалуются и ждут, пока им перечислят из госбюджета, местного бюджета или кто-то из доноров ООН приедет поможет.
— То есть народ расслабился?
— Народ забыл, что мы своими руками строим свою жизнь — каждый на своем месте, в своем городе, дворе. Сегодня 30 % украинцев считают, что их благосостояние зависит от государства.
— … Или от наличия в доме телевизора, исходя из представленной вами статистики. Процент семей, которые считают отсутствие этого «блага» признаком бедности или нищеты — более 90 %.
— Это интересные данные. Это как раз та немонетарная бедность, о которой мы говорили. Список самых необходимых средств определяют сами респонденты. Так вот, международная методология таких исследований нам не совсем подходит, поскольку в ней применяются те признаки бедности, процент неудовлетворенности по которым больше 50 %. У нас же по каждому пункту (отсутствие мяса, телевизора, возможности отмечать праздники и так далее) — более 90 %. То есть нашим людям нужно все и сразу, чтобы не чувствовать себя бедными.
— Может, не все так плохо в нашей стране, а проблема, как говорится, в головах?
— Объективно, мы действительно живем неплохо. В отличие даже от той же России, Беларуси… Ведь Россия — это не Москва, чтобы делать объективное сравнение. Беларусь можно в чем-то сравнить с нами, но там же другая сторона медали этого благополучия. Мы все же свободнее, чем белорусы. Украину часто сравнивают с соседней Польшей, спрашивают, почему мы живем хуже поляков. Но это не совсем корректное сравнение, поскольку в 90‑х годах Польша пошла по пути роста зарплат, при этом у них серьезно возросла безработица — до 40 %. В Украине же всеми силами, в том числе понижая размеры зарплат, сохраняли рабочие места. В 2002–2004 гг., когда в нашей стране был невероятный экономический подъем, зарплаты можно было повысить в 1,5 раза, как минимум. К сожалению, этого сделано не было… В структуре доходов населения зарплата остается критически низкой (42,2 % за 2012 год). На протяжении последних 20 лет большинство экономических исследований утверждают, что экономический рост в стране не обязательно приводит к соответствующим темпам снижения масштабов бедности.