Битва на Огненной дуге

15.07.2013 09:53   -
Автор:
Она продолжалась 50 дней и отличалась напряженностью и ожесточенностью борьбы. С обеих сторон в ней участвовали более 13 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок, 70 тысяч орудий и минометов, до 12 тысяч боевых самолетов и более 4 миллионов солдат и офицеров.
Военно-политическое руководство Германии во главе с Гитлером, встревоженное падением авторитета Третьего рейха, намеревалось «летом вернуть то, что зимой было потеряно», восстановить престиж Германии в глазах союзников и нейтральных стран. Немецкая операция «Цитадель» была рассчитана на то, что за 4 дня наступления из района Орла и Белгорода фашистские войска дойдут до Курска и разгромят по частям оказавшиеся в окружении советские войска Воронежского и Центрального фронтов. Затем, используя дивизии Орловского выступа, развернут новое наступление на Москву. Внезапно, массированно, с применением танковых и моторизованных дивизий. По замыслу Гитлера, победа под Курском должна была явиться «факелом для всего мира».
Операция «Цитадель» готовилась гитлеровским командованием очень тщательно. Сроки ее начала неоднократно переносились, дабы насытить ударные группировки новыми танками, самолетами, штурмовыми орудиями. Несмотря на скрытность подготовки к операции, советскому командованию своевременно стало известно о подготовке к крупному наступлению, вплоть до дня и часа его начала. Замысел гитлеровского командования был сломлен подготовленной обороной войск Центрального и Воронежского фронтов (командующие — генерал армии К. К. Рокоссовский, Н. Ф. Ватутин).
В строительстве оборонительных рубежей принимало участие местное население. В полосе обороны Центрального фронта трудились 10 тысяч уроженцев Орловской области. Особое внимание уделялось созданию противотанковой обороны. 5 июля 1943 года немецко-фашистские войска перешли в наступление, но достигнуть внезапности им не удалось. Проведенная впервые за время войны контрартподготовка нарушила планы немецких генералов, на два, два с половиной часа задержала наступление врага. Хотя стреляли наши артиллеристы по неуточненным целям, до сих пор идут споры о целесообразности того превентивного артиллерийского удара и уроне, который нанесен фашистам. Немецкие историки, к слову, утверждают, что наши стреляли «в молоко», маршал Победы Георгий Жуков также высказался в воспоминаниях, что продуктивнее было бы открыть огонь на 30–40 минут позже, когда немцы вышли из укрытий на рубеж атаки. Но так или иначе, немцы начали свой артналет на 2,5 часа позже.
И еще: к 1943 году немецкий солдат уже оценил силу и мужество советского воина и откровенно побаивался наступать. Действительно, в начавшемся сражении вермахту противостояли советские войска, закаленные в тяжелых испытаниях минувших лет войны. Их возглавляли командиры и политработники, овладевшие сложной наукой командования войсками. Для отражения вражеских ударов в бой вступали все огневые средства.
За пять дней боев противнику удалось вклиниться в оборону войск Северного фаса на 10–12 км. Не менее напряженные бои шли на Южном фасе Курского выступа. Однако к 9 июля план немецкого командования провалился, хотя враг вклинился в полосу обороны войск Воронежского и Степного фронтов до 35 км, но его ударные группировки были остановлены.
12 июля в районе Прохоровки на белгородской земле произошло встречное танковое сражение — самое крупное в ходе Великой Отечественной войны. Ранее в официальных советских источниках сообщалось, что в нем участвовали до 1200 танков и САУ с обеих сторон. В последние годы, когда историкам открыты многие военные архивы, становится ясно, что на 7-километровом рубеже, где развернулось это сражение, столько машин просто бы не поместилось. Кто победил в сражении под Прохоровкой? Опять-таки, здесь нет однозначного ответа. Исходя из того, что после этого гитлеровцы отступили, проиграли Курскую битву и больше никогда не смогли организовать стратегического наступления, а только отступали до самого Берлина, — победа под Курском и под Прохоровкой была за нами. Но в тот роковой день поле танкового боя осталось за неприятелем. Они сумели эвакуировать и восстановить свои поврежденные машины и подорвать поврежденные советские танки. Невозможно поверить, что были подбиты только три «тигра» против 250 Т-34 и Т-70. Но о том, что наши потери были ужасающими, свидетельствует хотя бы то, что Верховный Главнокомандующий Сталин, узнав о потерях, хотел «расследовать» дело танкового командарма Ротмистрова. Тогда и возникла примерно такая же цифра немецких потерь.
Тут надо сказать, что в Курской битве у немцев были уже новейшие танки — «тигры» и «пантеры», которые превосходили по многим показателям наши «тридцатьчетверки», в 1939 году разработанные в Харькове. Если в первые дни войны они наводили ужас на немецких танкистов, то к 1943 году могли бороться с новейшими немецкими танками только на близких дистанциях.
Это потом, к началу 1944 года появятся легендарные Т-34‑85 и ИС, ставшие танками Победы, застывшие сегодня на гранитных пьедесталах по городам Европы.
Поэтому никто и ничто не принизит подвиг советских солдат, остановивших в тех боях 70-летней давности наступление немецкого танкового «зверинца». Намерения врага прорваться к Курску с юга также были сорваны.
По существу, день 12 июля 1943 года был переломным моментом в Курской битве. Это нашло подтверждение в послевоенное время в признании начальника штаба вермахта генерал-фельдмаршала Кейтеля: «Мы ни в коем случае не ожидали, что Красная Армия не только готова к отражению нашего удара, но и сама обладает достаточным резервом, чтобы перейти в мощное контрнаступление».
А затем последовало неудержимое наступление советских армий, финальной фазой Курской битвы стало окончательное освобождение 23 августа 1943 года нашего родного Харькова.