Геннадий Кернес: День ото дня мы возрождаем величие нашего города

01.03.2013 09:31   -
Автор:

«Несмотря на очень непростую ситуацию в мировой экономике, а следовательно, и в экономике Украины, 2012 год стал для Харькова самым насыщенным, самым результативным за все годы независимости», — отметил в своем докладе о работе исполнительных органов городского совета в 2012 году Харьковский городской голова Геннадий Кернес на 22-й сессии горсовета, выделив главное из того, что городской власти удалось сделать

Уважаемые депутаты!

В последние годы у всех на слуху крылатая фраза, что кризис — это не только трудности, но и новые возможности. Это стимул для того, чтобы привлечь ранее неиспользованные ресурсы, повысить эффективность, вложить средства в долгосрочное развитие. Таков один из главных принципов антикризисного управления. Наша задача состояла в том, чтобы сделать второй год работы Харьковского городского совета VI созыва наглядным подтверждением этого принципа.
Несмотря на очень непростую ситуацию в мировой экономике, а следовательно, и в экономике Украины, 2012 год стал для Харькова самым насыщенным, самым результативным за все годы независимости. Заложена новая веха в почти 360-летней истории Харькова. Впервые с 1963 года город получил новые утвержденные границы. Территория города увеличилась почти на 5 тысяч гектаров. Более 30 тысяч человек получили возможность по праву и с гордостью называть себя харьковчанами, пользоваться всеми благами и преимуществами, какие сегодня есть у жителей областного центра.
Я хочу обратить внимание, что Харьков создал прецедент, проторил дорогу. Если 50 лет назад, в 63‑м году, вопрос изменения границ города решался централизованно, то сегодня Харьков первым из украинских городов прошел весь этот путь по европейской демократической процедуре. Совместно с областной государственной администрацией были проведены переговоры с 13 поселковыми советами, которые на своих сессиях утвердили соответствующие решения. Был подготовлен весь комплекс землеустроительной документации. Народным депутатом Валерием Писаренко был подан проект Закона «О границах города Харькова», который был принят Верховной Радой 6 сентября 2012 года. Это позволило открыть путь другим городам Украины в вопросах установления новых границ и сделать первый большой шаг к нашей стратегической цели — формированию агломерации «Большой Харьков» как европейского урбоареала, основанного на договорном сотрудничестве входящих в него громад.
В 2012 году, впервые за всю историю нашего города, харьковчане приняли у себя международное спортивное событие такого уровня, как чемпионат Европы по футболу. Этот праздник еще свеж в памяти. Думаю, сегодня почти в каждом семейном альбоме или хотя бы в телефоне есть фото с голландскими болельщиками, которые почти на месяц привнесли на улицы Харькова настоящее чемпионское футбольное настроение и предоставили нам возможность проявить радушие, почувствовать свой патриотизм.
К ЕВРО-2012 город интенсивно готовился в течение нескольких лет, и результаты можно анализировать долго. Я считаю, что главной пользой, которую получил Харьков, является то, что харьковчане почувствовали уверенность в себе. Поверили в свою способность проводить мероприятия такого масштаба, легко находить общий язык с гостями из европейских стран, которые входят в мировую экономическую элиту.
Мы убедились, что событийный и досуговый туризм — это реальная перспектива для Харькова: самостоятельный, стратегически значимый, инвестиционно привлекательный сектор экономики города, способный выступить локомотивом модернизации инфраструктуры и обновления во многом все еще индустриального облика первой столицы.
23 августа, в день рождения нашего города, который отметил 358 лет со дня своего основания, был открыт реконструированный Парк имени Горького.
Он стал лучшим парком в СНГ по уровню оснащенности. И это не наша собственная оценка. Сегодня мне как городскому голове приятно впервые сообщить всем харьковчанам, что наш парк вошел в десятку лучших парков развлечений мира за 2013 год.
20 марта руководство парка поедет в Москву для получения авторитетной международной премии «Golden Pony Awards», которая является «Оскаром» за выдающиеся заслуги в индустрии развлечений. Мы создали уникальное предложение на рынке Украины и России.
Приведу для иллюстрации несколько цифр. Официальную фан-зону ЕВРО-2012 на площади Свободы за период чемпионата посетило в общей сложности около 758 тысяч болельщиков. А в Парк Горького пришли провести время почти 3 миллиона человек. Это численность населения Харьковской области.
Разработка и внедрение подобных инновационных проектов, способных оказать системный эффект на социально-экономическое развитие города, его известность, привлекательность и посещаемость, — это наш приоритет на будущее. Нам под силу сделать отрасль туризма одной из важнейших статей доходов города.
2012 год прошел для Харькова под знаком обновления. Если сравнивать в сопоставимых ценах, то в строительство, благоустройство, развитие инфраструктуры, социальной сферы Харькова было вложено столько средств, сколько город не знал с конца 60‑х годов ХХ века — со времен черно-белого телевидения.
Только по программе подготовки к проведению ЕВРО-2012 за счет всех источников в прошлом году было выполнено работ почти на 3,5 млрд. грн.
В 2012 году Харьков сохранил лидерство среди областных центров Украины по объемам прямых иностранных инвестиций.
За 9 месяцев в экономику Харькова было вложено 196 млн. долларов США. Это в 7 раз больше, чем за 9 месяцев 2011‑го. Пока нет статистики за 12 месяцев, но ожидается, что по итогам года объем прямых иностранных инвестиций составит 360 млн. долл. США.
Поддержка города со стороны Президента, правительства, областной государственной администрации начиная с 2010 года, когда была сформирована эффективная вертикаль власти, растет каждый год.
По сравнению с 2010 го-дом объем трансфертов из Государственного и областного бюджетов, поступивших в бюджет города Харькова, вырос в полтора раза и составил почти 1,4 млрд. грн.
При этом трансферты инвестиционного характера по сравнению с 2010 годом увеличились в 9,4 раза, а по сравнению с 2011‑м — более чем вдвое.
Также по сравнению с 2010 годом в 4,5 раза увеличился объем средств, которые были направлены из Государственного бюджета на решение проблемных вопросов, минуя бюджет города. Это — и погашение разницы в тарифах на коммунальные услуги почти на 778 млн. грн., и восстановление дома по улице Слинько, и целый ряд других вопросов.
Четкий, слаженный механизм взаимодействия по всей властной вертикали, по сути, позволил начать в Харькове инфраструктурную революцию.
Харьков образца 2012 года в глазах иностранного бизнесмена, инвестора или любого другого гостя нашего города разительно отличается в лучшую сторону даже от Харькова образца 2010‑го. Потому что теперь это город, аэропорт которого может принимать даже самые современные самолеты. Потому что теперь Харьков связан системой воздушного и железнодорожного сообщения со столицей и другими деловыми центрами Украины. Это город, в котором есть комфортные отели на любой вкус. Наконец, это город, исторический центр которого начинает все более приобретать черты европейского мегаполиса. И реконструированная площадь Конституции, в первую очередь которой мы гордимся, была открыта с участием Президента Украины Виктора Януковича. Эта площадь имеет все шансы стать одной из наших новых визитных карточек.
Возвращаясь к бюджету, хочу сказать: несмотря на то что Харьков, как и другие города, не смог выполнить план по налогу на доходы физических лиц, который является основным источником наполнения городской казны, в целом доходы бюджета города возросли в 1,2 раза и превысили 4,5 млрд. грн.
Это позволило нарастить расходы на жилищное, коммунальное, дорожное хозяйство, транспорт и строительство на 110 млн. грн. В совокупности они составили пятую часть расходов бюджета города, или 910 млн. грн.
Если мы посмотрим на бюджет Харькова за предыдущие годы и сравним, то, конечно, эта сумма выглядит внушительно: ведь всего 7–8 лет назад общий объем городских финансов едва превышал миллиард. Но, как бы там ни было, это еще далеко не те средства, которых может хватить для решения хотя бы десятой части проблем, накопившихся за многие десятилетия бесхозяйственности и недофинансирования.
Поколение — это 20 лет. У нас есть тысячи домов, десятки инженерных сооружений, путепроводов, мостов, дорог, которые без ремонта служат уже третьему — четвертому поколению харьковчан. Это проблема не единичная, а системная.
Ее не решить за одну или даже за две каденции городского совета. Такое решение может существовать только на государственном уровне, за счет масштабной реформы ЖКХ и обновления законодательства.
Но у нас есть ответственность перед людьми, для которых состояние подъездов, дворов, кровель, внутридомовых сетей — это вопрос номер один, с которым они сталкиваются ежедневно из года в год. Наша задача — рачительно использовать имеющиеся ресурсы для того, чтобы последовательно закрывать самые болезненные из проблем, параллельно формируя условия для модернизации и эффективного содержания жилищного фонда.
Поэтому в 2012 году, при сохранении объемов финансирования текущего ремонта на прежнем уровне, был сделан упор на капитальный ремонт. Его финансирование было увеличено в 2,5 раза.
В 141 доме капитально отремонтирована кровля. Это в 4,5 раза больше, чем в 2011 году. В 113 домах — капитально отремонтированы фасады. В 2011 году таких домов было 50.
Отремонтированы 18 из 24 аварийных домов.
Впервые начата работа по капитальному ремонту оголовков в 43 домах площадью 331 кв. м.
Если в 2011 году был заменен 1 лифт, то в 2012 году — 19.
КСП «Инженерные сети» отремонтировало 714 входов в подъезды и 386 этажей. В 2011 году таких подъездов было всего 4.
В местах общего пользования в жилых домах, над подъездами в общей сложности установлено почти 90 тысяч осветительных ламп и светодиодных светильников.
В 4 жилых домах проведена реконструкция электросетей, что позволило сократить расходы электроэнергии на 960 тыс. кВт в год или на 346 тыс. грн. И такая работа будет продолжена в нынешнем году.
В каждом районе города было отремонтировано от 46 до 48 комплексов внутриквартальных дорог, начиная от проезжей части и заканчивая тротуарами, карманами для автомобилей и контейнеров для бытовых отходов. На эти цели было направлено около 30 млн. грн.
На придомовых территориях отремонтировано и окрашено более 500 детских площадок, которые были установлены ранее. Установлено 725 детских и 317 новых спортивных площадок, половина из которых была сооружена за привлеченные внебюджетные средства.
Формирование института эффективного собственника — это одна из наших главных стратегических задач. В этом плане мы сегодня развиваем два параллельных процесса.
С одной стороны — это форсирование принятия в коммунальную собственность города ведомственного жилья, общежитий, где люди зачастую живут в ненадлежащих условиях, лишены элементарных благ и услуг и самое главное — лишены возможности приватизировать свою жилую площадь, а также объектов соцкультбыта.
Чтобы оценить масштабы этой работы, достаточно сказать, что за 2010–2012 годы коммунальная собственность территориальной громады увеличилась почти вдвое — в 1,8 раза. В частности, в коммунальную собственность переданы объекты жилищного фонда и объекты соцкультбыта Завода им. Малышева, детские дошкольные учреждения от завода «Свет шахтера», Харьковского машиностроительного завода «Красный Октябрь».
Утверждена «Программа передачи общежитий в коммунальную собственность территориальной громады г. Харькова и реализации жилищных прав жителей общежитий на 2012–2015 гг.», в рамках которой начата приватизация жилых помещений в общежитиях. Приватизировать свои квартиры смогли уже 93 семьи.
С другой стороны — это целенаправленная поддержка ЖК, ЖСК и ОСМД. В соответствии с городской программой сегодня на дом, в котором создается ОСМД, выделяется минимум 50 тысяч гривень.
Всего в домах ЖК и ОСМД в 2012 году провели ремонт и благоустройство придомовых территорий почти на 8 млн. грн., а в 2013 году запланированы уже 10 млн. грн.
В Харькове создана Ассоциация ОСМД, с которой городская власть работает как с лоббистом интересов объединений совладельцев многоквартирных домов. Эта организация оказывает методическую, организационную помощь, помогает пройти процедуру оформления документов на землю, представляет интересы ОСМД при формировании титульных списков городских программ.
Благодаря работе Ассоциации за 2012 год в Харькове были созданы 16 новых ОСМД, а в этом году мы рассчитываем на очень большой прирост, если будут приняты ожидаемые изменения в законодательство, которые позволят создавать ОСМД на базе нескольких домов и регламентируют деятельность управляющих компаний.
Обращение с твердыми бытовыми отходами — это проблема для любого мегаполиса в любой стране. Сегодня есть немало примеров крупных и известных городов России, Европы, США, других стран, где эту проблему решить так и не удалось. Мы помним времена, когда Харьков утопал в несанкционированных свалках и мусоре, который ветром носило по улицам и дворам. Это было не так давно, всего несколько лет назад. Но сегодня Харьков по оценкам европейских экологических организаций является одним из самых чистых городов Украины. И в этом — заслуга каждого жителя нашего города, показатель растущей культуры и ответственности харьковчан перед самими собой и всей харьковской громадой.
В 2012 году была закуплена 21 единица новой специальной техники — мусоровозов, тракторов, самосвалов. Построено 145 контейнерных площадок, установлено более 3 тысяч новых контейнеров и сеток для ПЭТ-тары.
Почти 6 тысяч коммерческих организаций, находящихся в жилых домах и дворах, приобрели контейнеры для сбора мусора и заключили договоры на вывоз ТБО.
Налажена система по вывозу ТБО из частного сектора.
Всего в 2012 году с территории города вывезено и утилизировано почти 4 млн. м3 бытовых отходов, из которых более 2 млн. м3 было принято Первым пусковым комплексом второй очереди Дергачевского полигона, введенного в эксплуатацию в прошлом январе.
2012 год стал первым годом появления нового явления на Харьковском рынке услуг — социально ответственного провайдера, работающего на принципах государственно-частного партнерства. Теперь, чтобы посмотреть футбол по кабельному телеканалу или провести Интернет в свою квартиру, не нужно мириться с тем, что в нагрузку ты получаешь протекающую кровлю, разбитую перфоратором лестничную клетку и мотки проводов над головой.
Данный вопрос будет решаться из года в год. Думаю, что есть примеры, которые мы можем сегодня продемонстрировать жителям Харькова. Это недавно возвращенный к жизни дом по пр. Московскому, 248-г, который был взорван из-за занесенного газового баллона. Сегодня уже можно увидеть, как мы будем создавать единый телекоммуникационный канал в наших жилых домах.
В Правила благоустройства города Харькова внесены жесткие требования к размещению и содержанию линейно-кабельных сооружений, которые позволяют исключить несанкционированные проникновения в распределительные шкафы, к оборудованию сетей связи и сигнализации. А решением сессии городского совета от 19 декабря 2012 года создан новый Департамент телекоммуникаций и связи, который уже приступил к модернизации инженерного оборудования жилищного фонда города и упорядочению кабельных сетей в соответствии с Правилами благоустройства.
В прошлом году Харьков сделал большой шаг к решению проблемы, которая пока еще является общей для всех стран СНГ, — цивилизованному обращению с бездомными животными.
Здесь всегда существовала дилемма. С одной стороны — вопросы морали и этики. А с другой — вопросы санитарного состояния города и безопасности жителей. Ведь не проходило ни дня, чтобы в приемный покой учреждений здравоохранения не обращались люди с укусами. А недавний случай в Полтаве, когда больная бешенством дворняга искусала 47 человек, в том числе детей, я думаю, все запомнили надолго и сделали выводы.
В июне состоялось открытие городского Центра для содержания бездомных животных, который рассчитан на 550 собак и 80 кошек, а в этом году мы начинаем строить вторую очередь приюта.
И я считаю, что все, кто попытался развернуть безосновательную кампанию по дискредитации работы нового Центра, получили красноречивый ответ 7 дней назад, 20 февраля, когда был заключен договор с авторитетной зоозащитной организацией из Великобритании «Naturewatch Foundation», которая не только за свои средства проведет пересчет бездомных животных в Харькове по специальной методике и привнесет в работу Центра европейские стандарты, но и совместно с харьковскими специалистами создаст центр по выработке рекомендаций для внесения необходимых изменений в украинское национальное законодательство.

Уважаемые депутаты!

Одной из программных задач, которую я ставил перед собой, когда принял решение идти на выборы Харьковского городского головы в 2010 году, было введение жесткого контроля над использованием энергетических ресурсов коммунальными предприятиями города, модернизация основных фондов и внедрение энергосберегающих технологий.
С этой целью в Департаменте коммунального хозяйства был создан технический совет по энергосбережению, в который на общественных началах вошли эксперты-практики, ученые Академии наук, специалисты ведущих вузов и промышленных предприятий Харькова.
За последние 4 года через сито техсовета прошли все инвестиционные проекты коммунальных предприятий, а также все новые технологии и энергосберегающие приборы, которые появлялись на рынке.
Всего за время работы техсовета на энергосбережение было направлено 232 млн. грн., что позволило сэкономить более 127 млн. грн. А в 2012 году удалось выйти на особенно высокую экономическую эффективность.
За счет собственных средств коммунальных предприятий «Харьковские тепловые сети», «Харьковводоканал» и КП «Горсвет», а также инвестиций Международного банка реконструкции и развития в 2012 году было вложено 61 млн. грн., а сэкономлено на протяжении года — 24,5 млн. грн.
По стандартам Мирового банка проект, который окупается в течение 5 лет, относится к высоколиквидным. В данном случае окупаемость — 2,5 года, то есть вдвое меньше.
Такие результаты в Украине получены впервые, и 10–11 марта руководители коммунальных предприятий во главе с директором Департамента коммунального хозяйства Виктором Китаниным будут участвовать в семинаре по энергосбережению, который пройдет в Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Наш опыт будет представлен коллегам из других городов, а Харьков получит реальные шансы принять участие в пилотном проекте по энергосбережению.

Уважаемые коллеги!

Что еще необходимо выделить в качестве весомых результатов нашей с вами работы за прошлый год?
Конечно, это развитие дорожной и транспортной инфраструктуры, которая является кровеносной системой города‑миллионника.
Если в позапрошлом году по договоренности с областной государственной администрацией и областным советом средства аккумулировались на окружной дороге и междугородных трассах, то 2012 год стал началом масштабного обновления дорожного хозяйства города.
В прошлом году была начата реконструкция крупных транспортных магистралей — таких, как проспекты Московский и Гагарина, улицы Клочковская и Сумская. В этом году реконструкция будет завершена. Будут полностью реконструированы транспортный узел улиц Героев Труда — Шевченко — Сидора Ковпака, где изменена геометрия движения, а также пересечения проспекта Тракторостроителей и улицы Героев Труда.
В 2012 году в каждом районе города были отремонтированы не менее пяти крупных дорог. В этом году такая практика будет продолжена. Забегая вперед, хочу также сказать, что все сегодня видят массовую кампанию на телевидении, в средствах массовой информации о том, в каком состоянии находятся сегодня дороги в Украине. Думаю, ни для кого не секрет, что к дорогам необходимо относиться системно — содержать их, ремонтировать, применять новые, современные технологии. Хочу привести один из примеров, который может четко показать наши требования и нашу ответственность. Таким примером является улица Пушкинская. Пять лет назад мы эту улицу капитально отремонтировали, и все это время улица дает возможность беспрепятственно (с точки зрения состояния полотна дороги) проезжать транспорту. Другой вопрос касается парковок и остановки транспорта, но я еще раз хочу обратить внимание на то, что это культура наших водителей и всех тех, кто участвует в дорожном движении.
Сегодня мы с вами можем видеть следующие проблемы: недофинансирование, невозможность нормальных тарифов для достойной заработной платы для работников жилищно-коммунальной сферы, – поскольку многие не могут и не хотят работать за такую зарплату. Все эти вопросы мы поставили перед правительством Украины и надеемся на скорейшее рассмотрение, чтобы мы могли более эффективно и своевременно решать стоящие перед самоуправлением Харькова задачи — и в обслуживании дорог, и в содержании жилого фонда.
Также в планах привести в порядок перекрестки, совмещенные с трамвайными путями. Весь перечень объектов дорожного хозяйства, которые необходимо отремонтировать в текущем году, будет вами утвержден в сессионном зале.
Говоря о развитии транспорта, я хочу сказать, что в процессе обсуждения стратегических перспектив Харькова с широким кругом отечественных и зарубежных специалистов особо прорабатывался вопрос, на какой вид транспорта делать ставку перед лицом неуклонно растущей автомобилизации? На личный или общественный?
В США немало городов, где практически полностью превалирует личный автотранспорт, а общественный развит слабо или вообще отсутствует. Одним из таких городов является наш город-побратим Цинциннати, делегация которого побывала в Харькове как раз для того, чтобы использовать наш опыт при создании собственной эффективной системы общественного транспорта.
В крупных городах Европы, напротив, личные автомобили подвергаются ограничениям. Это либо полный запрет на въезд в центр, как в Париже, либо платный въезд, как в Лондоне или Стокгольме, или другие ограничивающие мероприятия.
И, наконец, существует третий путь, когда никто никого не ограничивает, но общественный транспорт является основным средством передвижения по городу, поскольку позволяет добраться до места намного быстрее, комфортнее и безопаснее.
Именно такой путь был определен для Харькова как безальтернативный.
Тем более что Харьков обладает огромным конкурентным преимуществом и входит в сотню городов мира, где действует 3 и более линий метрополитена. Харьковский метрополитен является четвертым в СНГ по продолжительности линий и пассажиропотоку (после Московского, Санкт-Петербургского и Киевского). В 2009 году это предприятие было принято в коммунальную собственность, а в 2012 году — признано лучшим предприятием Украины в номинации «Транспорт».
Создание эффективной системы, основанной на государственно-частном партнерстве и гармонизирующей пассажиропотоки между метро и наземными видами транспор-
та, — наш основной приоритет.
В связи с этим в 2012 году в метрополитене вместо жетонов были введены новые бесконтактные карты и разовые бумажные билеты, а также установлены соответствующие турникеты. Это не только высвободило средства, которые ранее тратились на изготовление жетонов и содержание жетонного хозяйства, но и позволило сделать первый шаг к внедрению единого проездного билета на все виды транспорта.
Хочу также сразу проинформировать всех харьковчан, что киевские специалисты неоднократно приезжали в Харьков, чтобы ознакомиться с нашими достижениями в системе обслуживания метрополитена и государственно-частном партнерстве в пассажирских перевозках. Мы помним, что неоднократно звучали упреки в адрес городской власти, в адрес Департамента транспорта и связи, когда были приняты ключевые, стратегические решения о реорганизации системы обслуживания пассажиров в городе Харькове. Нас пугали тогда, что мы лишимся нашего транспорта, что не будут ходить троллейбусы и трамваи, что все будет приватизировано. На сегодняшний день перед нами стоит еще много задач по наведению порядка в этой сфере, качества. Но я уверен, что мы на правильном пути.
Также в прошлом году в Харькове была внедрена автоматизированная система диспетчерского управления городским транспортом (АСДУ), которая основана на GPS-позиционировании.
Следующий шаг — внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД), а также создание современного центра управления дорожным движением, который будет проводить мониторинг транспортных потоков посредством электронных и видеосистем и автоматически перераспределять транспортные потоки по улично-дорожной сети в зависимости от загруженности ее участков.
В 2012 году были вложены немалые средства в развитие городского электротранспорта — более 77 млн. грн. Проведены ремонт и реконструкция трамвайных путей, замена рельсов, сооружены трамвайные переезды по новой технологии.
Строится троллейбусная линия по переулку Забайкальскому, реконструирована линия по улице Сумской. Выполнен капитальный ремонт 6 трамвайных вагонов, еще 4 вагона скоро выйдут на маршрут. Эти работы проводились силами нашего вагоноремонтного предприятия.
В городе проведена реконструкция целого ряда проблемных пешеходных переходов, начата замена светофоров современными светодиодными с отсчетом времени, а также и подачей звукового сигнала.
В рамках государственно-частного партнерства за счет привлеченных инвестиций проведена реконструкция разворотного круга трамвая на пересечении проспектов Гагарина и Героев Сталинграда. Установлено около 800 дорожных знаков «Место остановки автобуса». 87 остановочных пунктов оборудованы современными павильонами ожидания.
Свою оценку уровню развития транспортной системы Харькова высказал директор департамента УЕФА по связям с органами государственной власти Андреас Шер, который заявил, что в части транспортного обслуживания Харьков стал лучшим среди всех городов Украины и Польши, принимающих ЕВРО-2012.

Уважаемые депутаты!

На социально-культурную сферу, прежде всего, социальное обеспечение, здравоохранение и образование были направлены 3,3 млрд. грн. — три четверти расходов бюджета города. Это на 550 млн. грн. больше, чем в 2011 году.
Я хочу сказать, что власть избирается людьми и работает для людей. И наш лозунг «Любить Харьков — работать для людей!» как раз и отражает это кредо. Каждый член громады, который нуждается во внимании и заботе, должен эти внимание и заботу получить. Если человек попал в сложную жизненную ситуацию, если ему не на кого опереться, если он защищал Родину, всю жизнь стоял у станка, а сегодня всю пенсию расходует на еду и медикаменты — власть, громада должны его поддержать.
И если вопрос надлежащего выполнения полномочий по социальной защите населения, которые делегированы нам государст-вом, — это вопрос, прежде всего, системной работы, качественного менеджмента, то поддержка членов громады за счет местных выплат и льгот — это политическая воля депутатов, которых харьковчане привели в этот зал.
В 2012 году была значительно увеличена сумма выплаты одноразовой адресной денежной помощи, притом, что количество людей, ее получивших, также увеличилось. Если в 2011 году люди получали на руки в среднем 1026 грн., то в прошлом году средняя сумма составила уже 1404 грн.
Количество харьковчан, получивших дополнительные социальные гарантии за счет средств городского бюджета — местные льготы на услуги ЖКХ, связи, проезд в транспорте — по сравнению с 2011 годом увеличилось в 1,6 раза. Перечень категорий также был расширен с 27 до 31. В том числе мы восстановили льготу для молодежи, для студентов на проезд в общественном транспорте.
В 2011 году все территориальные центры оказания социальных услуг перешли в непосредственное подчинение городскому совету. Это позволило в течение 2012 года внедрить единый высокий стандарт предоставления социальных услуг для различных категорий граждан. В частности, бесплатные социальные услуги получили более 14 тысяч одиноких харьковчан.
Харьков — и это сегодня известно всем — является первопроходцем в развитии рынка социальных услуг в Украине. Общегородской проект «Единая социальная сеть», который заложил новые для нашей страны европейские стандарты сотрудничества с общественными организациями, работает уже 13 лет. То, что Харьков является одним из немногих городов в Украине и на всем постсоветском пространстве, где обеспечение доступности городской среды для людей с особыми потребностями стало одним из краеугольных принципов городской политики, — это заслуга «Единой социальной сети».
Количество организаций, которые приходят со своими идеями, волонтерскими сетями и участвуют в проекте, с каждым годом растет. Если в 2011 году их было 33, то в 2012 — уже 56.
Победителями конкурсов стали 65 социальных проектов, через которые качественные социальные услуги получили тысячи харьковчан.
Отрасль здравоохранения всегда была гордостью Харькова, его лицом. Наши медицинские школы известны во всем мире. И сегодня городская власть ставит перед собой двуединую задачу: чтобы каждый харьковчанин мог получить качественную медицинскую помощь на самом высоком уровне; и чтобы каждый талантливый врач мог раскрыть свой потенциал здесь, в Харькове, работая на самом современном оборудовании, применяя самые лучшие медикаменты, в учреждениях, соответствующих всем международным стандартам.
В 2012 году в 10 харьковских больницах и поликлиниках были проведены капитальные ремонты. В 5 из них — капитальный ремонт кровли.
В больнице скорой и неотложной помощи капитально отремонтировали два важнейших отделения — приемное и отделение интенсивной терапии, а также коридоры и другие помещения.
В 17-й больнице отремонтирован хирургический корпус. В 13-й, которая недавно отметила свое 75-летие, были заменены все системы коммуникаций и проведен капитальный ремонт фасада.
С октября 2012 года введена в эксплуатацию вторая очередь хосписа в 17-й больнице.
Из 8 профильных медицинских центров — 3 созданы в 2012 году.
Для 6 медицинских учреждений закуплено новейшее медицинское оборудование, в том числе рентгенологическое, диагностическое и реанимационное.
Для оказания скорой медицинской помощи новорожденным приобретен и оснащен высокотехнологичным оборудованием автомобиль Мерседес-Бенц Спринтер, который на сегодняшний день не имеет аналогов в Украине.
В связи с принятием Закона «Об экстренной медицинской помощи» из состава больницы скорой и неотложной помощи было выделено структурное подразделение и создано коммунальное учреждение «Харьковская городская станция экстренной (скорой) медицинской помощи», которое с 1 января текущего года передано на областной уровень.
Цель данного закона — ввести в Украине единые нормативы работы экстренной медицинской помощи и обеспечить их выполнение. Авторы закона отмечали, что эти нормативы — пока еще рекомендуемые. Например, в городе Киеве к их выполнению только стремятся. А я хочу подчеркнуть, что доезд до пациента за 10 минут и оборудование каждой кареты «скорой помощи» модулем GPS — это задачи, которые в Харькове были решены еще несколько лет назад. Поэтому 1 января область получила полностью отлаженный, работающий, как часы, механизм.
Переходя к итогам работы отрасли образования, я хочу сказать, что дети — это наше будущее, смысл нашей жизни. А значит, мы, взрослые, должны создать все условия для того, чтобы наши дети учились в комфортных безопасных школах, имели возможность раскрыть все свои разносторонние таланты, реализовать свою тягу к новым знаниям.
Поэтому в 2012 году мы продолжили системную работу по ремонту и переоснащению школ, которую ведем уже несколько лет.
За год были капитально отремонтированы 76 учреждений образования города — это пятая часть.
В 10 школах отремонтированы стадионы, в 22 — установлены гимнастические площадки. И я хочу подчеркнуть, что сегодня эти площадки и стадионы служат не только для школьных занятий физкультурой. Они постепенно становятся местом тусовок спортивной молодежи. И в этих тусовках не в чести пиво и сигареты, а в чести — футбольные и баскетбольные мячи и крепкие здоровые мускулы.
В октябре после капитального ремонта открылись плавательные бассейны в Харьковском дворце детского и юношеского творчества. В торжественном открытии принял участие Президент Украины Виктор Янукович.
В 2012 году возобновлена работа 4 дет-ских садов в Дзержинском, Московском и Октябрьском районах. Всего за год возобновили работу 20 групп почти для 400 детей.
На сегодняшний день 100 % школ города обеспечены мультимедийной техникой. В 2011 году такую технику имели только 69 % школ.
Перед началом учебного года в школах установлено 109 компьютерных комплексов — это 1090 компьютеров. Теперь на 1 компьютер приходится 18 учеников. Для сравнения: в 2011 году — 23, в 2006 году — 60.
Мы вкладываем душу в наших детей и с гордостью приветствуем их успехи.
Наши дети — лучшие. И это — не красивые слова. В 2012 году Харьковская область заняла 1-е место среди областей Украины по итогам участия школьников во всех видах всеукраинских интеллектуальных соревнований. При этом 90 % всех побед области принадлежат ученикам харьковских школ — 140 побед.
Поэтому неудивительно, что город Харьков лидирует среди всех регионов Украины по количеству учеников, которые удостоены стипендии Президента Украины. У нас 29 Президентских стипендиатов.
В 2012 году мы с вами вдвое увеличили размеры стипендии городского совета и городского головы для одаренной молодежи.
100 юных харьковчан ежемесячно получают 400 грн. стипендии «Одаренность», а 250 лучших учеников города — 200 грн.
Я хочу сказать, что такие результаты не достигаются ни за год, ни за два. Это проявление тех высоких педагогических традиций, которые имеют в Харькове многовековые корни. И сегодня городская власть стремится к тому, чтобы слово «учитель» в нашем городе означало не только профессию, но и вызывающий соответствующее уважение социальный статус.
В 2012 году наш выдающийся, легендарный педагог Павел Андреевич Маслеников вошел в когорту почетных граждан Харькова.
Харьков получил еще одного лауреата всеукраинского конкурса «Учитель года». Это Анна Винник, учитель физкультуры гимназии № 144.
96 лучших педагогов города получают персональные надбавки к заработной плате.
Нам удалось полностью остановить текучесть педагогических кадров, и на сегодняшний день в школах практически отсутствуют вакансии учителей.
Но, наверное, самым радостным и оптимистическим фактом стало для нас то, что с 1 сентября к работе в учебных заведениях города приступили 354 выпускника вузов. Это наибольшее количество за последние 15 лет.
Это значит: мы на правильном пути.
Хочу сказать о спорте и традициях спортивных достижений. В нашей копилке — золотая олимпийская медаль, выигранная харьковчанином в тяжелой атлетике, «бронза» по боксу. Мы сегодня приветствовали чемпиона мира по шахматам.
Все знают, как много мы отремонтировали спортивных залов, бассейнов, сколько сейчас появилось возможностей для маленьких детей заниматься физкультурой и спортом. С 2012 года мы проводим масштабную реорганизацию клубов по месту жительства. Это даст возможность активнее и серьезнее вовлечь молодежь и детей в спортивное движение.
Также несколько слов о культуре. Это сфера нашей гордости. Руководитель департамента Светлана Бабицкая и все, кто контролирует отрасль, делает все для восстановления возможностей библиотек и их фондов, музыкальных школ, художественной самодеятельности. Это связано с вовлечением наших детей, которые занимаются в кружках и хотят участвовать в общегородских праздниках, в масштабные меро-приятия в парке Горького, где мы задействовали много наших творческих коллективов.
В 2012 году осуществлен капитальный ремонт 28 учреждений культуры — 2 городских музеев, 3 дворцов и домов культуры и 15 из 24 школ эстетического воспитания.
Хочу сказать несколько слов о выборах, которые прошли в 2012 году. Вы знаете, что это были непростые выборы, первые после многолетних раздумий о возможности возвращения мажоритарных округов. Я думаю, что все депутаты и все горожане приняли правильные решения, доверив высокое право представлять интересы города Харькова тем, кто сегодня должен с честью носить звание народный депутат Украины и отстаивать наши историю и традиции.
Пользуясь возможностью присутствия в сессионном зале Игоря Швайки, хочу передать его партийным боссам, чтобы они не думали приезжать в Харьков и заниматься тем же, чем в других регионах. Мы никого не пугаем, мы просто просим, как добропорядочные граждане Украины, жители города Харькова. Мы не позволим нашу историю вашими руками ломать.
В 2012 году мы укрепили наши исторические корни, восстановили все братские могилы, памятники героям, которые защищали Советский Союз, город Харьков, полководцам — маршалу Жукову, Рыбалко, Ахсарову и многим другим. Думаю, что эти традиции мы будем приумножать.
То, что касается нашей культуры, культуры Слобожанщины. Создан Слобожанский хор, мы добились того, чтобы получить в собственность города площадь перед оперным театром. Раньше эта площадь была бесхозной, никому не была нужна. На сегодняшний день мы планируем реконструкцию площади, потому что это — одно из любимых мест отдыха жителей города.
Выборы для города Харькова, в том числе и последние выборы в Харьковский городской совет, показали, что харьковчанам не безразлична судьба их города, их домов и улиц. Поэтому наша задача — работать лучше.

Уважаемые депутаты!

Год от года, день ото дня возрождая величие нашего города, мы формируем бренд Харькова, добавляем в него все новые и новые узнаваемые черты.
Я горжусь тем, что сегодня о Харькове говорят как о лучшем городе для жизни в Украине.
Я горжусь тем, что Харьков признается самым привлекательным городом для ведения бизнеса в Восточной Европе, где работает лучший в Украине разрешительный центр и применяются прозрачные, понятные европейцам стандарты государственно-частного партнерства.
Город фонтанов, где ежегодно высаживаются тысячи деревьев и миллионы цветов. Я не буду останавливаться на том, сколько мы сделали скверов, сколько установили скамеек, сколько элементов благоустройства было установлено и восстанавливалось после уничтожения. Думаю, все видят, что мы стараемся справляться и наводить порядок.
Я хочу сказать, что Харьков — яркий город. Город молодежи, город науки, город людей — тружеников. Я убежден, что из года в год он будет становиться все современнее и привлекательнее.
Я хочу еще раз остановиться и поддержать наш девиз: «Любить Харьков — работать для людей!». Это – наша основная задача.
Я готов ответить на любой вопрос. У нас есть ограничения по времени, поэтому не мог сказать всего в отчете. Но, постоянно встречаясь с населением Харькова, принимая участие в любых мероприятиях, мы максимально постараемся сделать так, чтобы пропасть, которая была между властью и населением, исчезла, чтобы мы могли быть одной командой, одной семьей и могли гордиться своим любимым городом.