Добыча альтернативного газа в Украине: выгода или угроза экологической катастрофы?

04.07.2014 08:12   -
Автор:
Юзовский участок находится в Днепровско-Донецком нефтегазоносном бассейне, на территории двух областей: Донецкой (Краснолиманский, Славянский, Александровский, Константиновский, Артемовский, Добропольский и Ясиноватский районы) и Харьковской (Балаклейский, Изюмский и Барвенковский районы). Размер участка составляет 7886 кв. км. Именно здесь компания Shell, заключившая с ООО «Надра Юзовская» и правительством Украины соответствующий договор, собираются заняться добычей углеводородов. «В январе 2013 года компания Shell подписала соглашение о разделе продукции с правительством Украины по Юзовской лицензионной площади, — отметила директор Департамента по экологии, охране труда и социальным вопросам компании Shell в Украине Татьяна Бобровицкая. — Первый этап работ — геологоразведовательный, его главная задача — определить, есть ли на этой территории газ нетрадиционного залегания. Кстати, речь идет не о сланцевом, как его все называют, а о газе уплотненных песчаников (в отличие от сланцевого, добывается при помощи вертикальных, а не горизонтальных скважин). Первоначальные геологоразведовательные работы рассчитаны на 5 лет, за это время мы можем пробурить максимум 15 скважин. Одним из важных условий соглашения о разделе продукции является соблюдение всех надлежащих норм по сохранению окружающей среды. К этим мероприятиям, в частности, относится и проведение так называемой базовой оценки состояния основных природных ресурсов на данной территории для минимизации возможных экологических рисков». При этом Т. Бобровицкая уверяет: компания Shell имеет большой опыт безопасной и успешной разведки и добычи газа в подобных проектах по всему миру, и при работе на Юзовском участке будут применены принципы открытости и прозрачности, в соответствии с жесткими стандартами защиты водных ресурсов, воздуха, дикой природы и сообществ.
«По Юзовскому участку никаких фактических работ сейчас не ведется. Работы могут начаться только после проведения комплексной оценки потенциального воздействия проекта на экологическую и социальную среду», — утверждает представитель компании.
Т. Бобровицкая также сообщила, что первая поисковая скважина компании Shell в Украине — Беляевская-400, пробуренная в селе Веселое Первомайского района Харьковской области, будет законсервирована. «Скважина Беляевская будет консервироваться. Она показала не очень хорошие результаты, поэтому промышленной добычи газа из этой первой скважины не будет», — отметила она.

Напомним, в январе 2013 года Украина подписала с Shell соглашение о разделе продукции сроком на 50 лет. В течение этого времени Shell будет инвестировать и добывать газ на Юзовской площади, расположенной в Харьковской и Донецкой областях. В январе сообщалось, что первые скважины на Юзовском участке будут пробурены в 2014 году, с тем чтобы получить первый приток газа уже в начале 2015.

Учитывая риски

Не нужно быть химиком или экологом, чтобы представить масштабы последствий, какие могут иметь место вследствие проведения даже пробных работ. Ведь одной из базовых технологий добычи газа твердых песчаников является технология гидравлического разрыва пласта (процесс введения смеси воды, песка и химических веществ в газоносные породы под чрезвычайно высоким давлением (500-1500 атм), что приводит к возможному заражению грунтовых вод химическими реактивами. А если учесть, что операцию гидроразрыва на одной территории придется повторять несколько раз? И кто может гарантировать, что в воздух не попадут выбросы не только углеводородов, но и высокотоксичных веществ, входящих в раствор, закачиваемый для Fracking-процесса (гидроразрыва)? Опять же, ни для кого не секрет, что состояние реки Северский Донец (седьмая по величине река в Украине, снабжающая пресной водой жителей, Луганской и Харьковской областей), откуда газодобытчики предполагают осуществлять забор воды, сегодня и без того критическое, и для полного нарушения равновесия, возможно, не хватает какой-то капли.
«В Харьковской области высокая плотность населения, а обеспеченность водными ресурсами очень низкая (1,8 % общего объема воды в Украине), — отмечает представитель Харьковской областной организации Всеукраинской экологической лиги Сергей Разметаев. — Это делает невозможным забор воды питьевого качества для нужд газодобычи. Возможно, нужно предусмотреть забор воды из других мест. Например, в аналогичном случае в США был построен специальный завод для получения воды, используемой при бурении. Также при добыче углеводородов возникает вопрос утилизации отходов бурения и жидкостей, которые используются для гидроразрыва пластов. Большие объемы транспортных перевозок и использование тяжелой техники неминуемо приведут к повреждениям грунта, в том числе его плодородного слоя, а также не исключено возникновение эрозии. Кроме того, по территории Балаклейского, Барвенковского и Изюмского районов пролегает магистральный аммиакопровод ГП «Укрхимтрансаммиак», который является объектом повышенной опасности. Поэтому нужно исключить возможность даже небольших сейсмических явлений».
«Одной из главных задач нашего исследования было выявить экологоопасные участки (участки с повышенным радиационным фоном, территории, подверженные подтоплениям, полигоны твердых бытовых отходов, заброшенные скотомогильники, кладбища и пр.), а также места массового отдыха и т. д. Безусловно, экологические риски, связанные с добычей углеводородов, могут быть довольно высоки, а значит, информация о них должна быть доступной для населения. Поэтому не случайно особый акцент нами был сделан на картографировании уже существующих природоохранных территорий, а также территорий, которые в будущем могут стать заповедным фондом. Таких территорий очень много, особенно в Изюмском и Балаклейском районах, которые пролегают вдоль Северского Донца». При этом на вопрос: считаете ли вы возможным осуществление Юзовского проекта, экологи не ответили ни «да» ни «нет». «Вот когда компания «Шелл» представит конкретный проект под опытную буровую скважину, соберем специалистов и посмотрим, можно или нельзя в конкретном месте проводить работы. Что касается нанесения вреда, могу сказать, что наши отечественные компании, даже государственные, так ухайдакивают природу добычей обычного газа, что мама не горюй, и экологический портрет наших компаний в Харьковской и Полтавской областях — катастрофический. К сожалению, то загрязнение, которое они осуществляют, огромнейшее. Если все равно прогресс не остановишь, газ нужен, если говорить, кто лучше и качественнее это делает, то я склоняюсь к компании Shell», — говорит Сергей Разметаев.

Бурение поисковой скважины Беляевская-400 в Первомайском районе проводилось в рамках договора о совместной деятельности компании Shell и ПАО «Укргаздобыча». Договор был подписан в 2006 году и обновлен 1 сентября 2011 года. Он предусматривает поиск, разведку и добычу углеводородов на лицензионных участках общей площадью около 1300 кв. км на территории Харьковской области. Доли Shell и ПАО «Укргаздобыча» в данном проекте составляют 50 % каждая. Начальный этап поисково-разведочных работ предусматривает бурение двух-трех поисковых скважин в течение нескольких лет. Бурение первой поисковой скважины Беляевская-400 в рамках проекта началось в октябре 2012 года. В июне 2013 года началось строительство площадки для бурения второй скважины Ново-Мечебиловская-100, которая расположена в Близнюковском районе. В марте Shell и ПАО «Укргаздобыча» завершили бурение скважины Ново-Мечебиловская-100.

Прочь секретность

Кроме того, представители Всеукраинской экологической лиги отметили, что занимают жесткую позицию к тому, как готовилось соглашение о разделе продукции между Украиной и компанией Shell, выделив в частности коррупционную составляющую в лице «непонятных фирм». По словам того же С. Разметаева, это ООО «Юзовская», или «Олевская», которые можно ассоциировать с президентом Украины или министром экологии (на момент подписания документа).
«Но надо сказать, что компания Shell согласилась с позицией общественных организаций в части пересмотра соглашения и об исключении этих фигурантов из документа. Мы настаиваем на официальной публикации соглашения. До настоящего времени документ засекречен, и все сомнительные пункты не предоставлены широкому кругу общественности и специалистов. И я бы очень хотел, чтобы все увидели текст договора и поняли, что, куда, как, кому, за что и сколько», — подчеркнул С. Разметаев.

Полгода погоды не сделают

Антитеррористическая операция на Юго-Востоке Украине может помешать планам Shell. Бурение скважин на Донбассе, которое было запланировано еще в декабре, придется отложить.
«Мы планировали начать в декабре, но, возможно, что в настоящий момент мы эти планы пересмотрим, — пояснила Т. Бобровицкая. — Пока еще окончательного решения нет, ведь ситуация меняется каждый день, и строить какие-либо прогнозы нельзя. Как долго компания готова ждать? Соглашение о разделе продукции подписано на 50 лет. Это долгосрочный проект. Поэтому полгода в данной ситуации, наверное, ничего не решают. Мы будем смотреть по ситуации».