От сложного — к простому

15.05.2015 07:36   -
Автор:
Народный депутат Анатолий Денисенко, член комитета экономической политики Верховной Рады Украины, оценивая ситуацию, сложившуюся в экономике нашей страны, видит три ключевых направления, в которых необходимо провести кардинальные преобразования. Они, в свою очередь, позволят вывести страну из экономического коллапса.
Первое направление — качество налогового законодательства. Упрощение как системы налогового права, так и методов администрирования системы налогов и сборов — приоритетное направление реформирования любого государственного строя. Внедрив простые и понятные механизмы взаимоотношений государства и бизнеса, мы получим рост отчислений в бюджет и возврат бизнеса из «тени». В этом аспекте стоит воспользоваться успешным опытом Сингапура. Ли Куан Ю, премьер-министр и знаменитый реформатор, творец сингапурского «экономического чуда», привлекал иностранный капитал налоговыми льготами, а высокотехнологичные компании и вовсе освобождались от налогов на 10 лет. Налоговая система нашей страны настолько запутанна и сложна, что все ее ключевые положения нужно переписывать с чистого листа, с нуля прописывать Налоговый и Бюджетный кодексы.
Второе направление — коренная реформа системы государственных контролирующих органов. Недостаточно просто сократить их число с 75 до 60, а количество центральных органов исполнительной власти с контрольно-надзорными функциями — на 50 %. Нужно внедрить систему государственного контроля, основанную на оценке и управлении рисками, что позволит повысить эффективность проверок и, вместе с тем, уменьшить их количество и продолжительность. В свою очередь, эти меры позволят работать предпринимателям в полную силу, а для конечного потребителя их продукции или услуг и государственного бюджета предпринятые меры по дерегуляции бизнеса принесут лишь пользу.
Третье направление — это снижение доли предприятий государственной формы собственности в генерировании национального продукта, а также сокращение государственных расходов бюджета. Из опыта многих стран мира известно, что государственные предприятия, как правило, оказываются менее эффективными, чем частные. В странах с большим количеством государственных предприятий сравнительно низкая эффективность их производства непосредственно оказывает отрицательное влияние на экономический рост. На сегодня более 30 % в структуре ВВП Украины создается госпредприятиями. В США, для сравнения, этот показатель — менее 12 %. Передав госпредприятия в управление профессиональным менеджерам, которые будут являться в том числе и их собственниками, работающими на свой карман, мы увидим в разы возросшие бюджетные отчисления и существенный прирост ВВП. В свою очередь, неоправданно высокая доля государственных расходов, в числе которых нет инвестиционных, в 28 % от ВВП — еще одна значимая проблема, решение которой возможно лишь в долгосрочной перспективе.
Очевидно, что государство должно найти баланс: нужно оздоровлять государственные финансы, не уничтожая экономику в краткосрочной перспективе. Разумное решение может заключаться в проведении фискальной корректировки, где основное бремя реформ ляжет на государственную систему через несколько лет, а не прямо сейчас. Улучшение же государственного аппарата, дерегуляция, борьба с коррупцией, реализация программы децентрализации экономических решений — наиболее эффективные средства для развития Украины уже сегодня.