Право на льготу

03.07.2015 17:58   -
Автор:
За более подробными разъяснениями «Харьковские известия» обратились к заместителю городского головы по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения Светлане Горбуновой-Рубан:
— В декабре прошлого года в 42 Закона Украины, которые предусматривают предоставление тех или иных льгот тем или иным группам граждан, были внесены изменения. После того, как эти изменения вступили в силу, Постановлением Кабинета Министров № 389 от 4 июня 2015 года было принято Положение о предоставлении льгот гражданам с учетом их доходов на одного члена семьи. Имеется в виду величина дохода в размере одного необлагаемого минимума, на сегодня это 1тыс. 710 грн. Считается этот доход за 6 месяцев, то есть суммарно складывается доход всей семьи в течение 6 месяцев, делится на 6, делится на количество членов семьи и таким образом определяется сумма дохода на одного члена семьи согласно этому Положению.
— Что еще предусматривает это Положение?
— Первое. Оно предусматривает те категории граждан, у которых не изменился статус: это инвалиды войны, участники боевых действий, ликвидаторы и пострадавшие от аварии на ЧАЭС (1,2-й категорий) и их вдовы, а также ветераны и их вдовы, инвалиды воинской службы и ветераны (и их вдовы) органов внутренних дел. Они как получали, независимо от доходов, эту льготу, так и будут получать.
Следующий момент. Вторая группа людей — это те льготные категории граждан, которые будут иметь льготу в зависимости от дохода на одного члена семьи. Если доход составит больше одного необлагаемого минимума, то гражданин льготу не получит.
И третья группа людей — это те льготные категории, которые не попали ни в первую группу, ни во вторую. Их льгота просто исключена. Нужно смотреть, например, Закон «О милиции», Закон «О социальной защите служащих Вооруженных Сил», Закон «Об СБУ». Все эти законы регламентировали систему льгот в определенном ведомстве. То есть это так называемые ведомственные льготы. Поэтому некоторые люди, имевшие ведомственную льготу, ее утратили.
Таким образом, нам сегодня нужно провести достаточно большую работу для того, чтобы понять, кому наши коммунальные предприятия будут предоставлять льготу, а кому — нет.
— Что для этого нужно сделать?
— В приложении к Постановлению Кабмина есть декларация, которую должны заполнить граждане, указав в ней доходы всех членов семьи, а мы будем считать и решать, даем или не даем этой семье льготу. В этой ситуации все получатели льгот тоже делятся на две категории. Первая — там, где проживает одинокий пенсионер, не работающий и получающий только пенсию; супружеская пара пенсионеров, не работающая и получающая только пенсии; также, если в составе семьи, кроме пенсионеров, есть инвалиды детства, которые не были никогда женаты и которые получают или государственное пособие, или пенсию; если у неработающих пенсионеров есть под опекой несовершеннолетние дети.
Это те категории граждан, доходы которых мы можем определить без них через Пенсионный фонд и через систему управления труда и социальной защиты населения. Компьютерная программа, которую нам передали из Киева, предоставляет выборку из пенсионной базы, базы управлений труда и соцзащиты те доходы, которые ниже необлагаемого прожиточного минимума.
Мы проводили серию совещаний с нашими районными управлениями труда и соцзащиты для того, чтобы понять, что нас ожидает, какая нагрузка. По нашим подсчетам с декларациями к нам должны обратиться порядка 50 тыс. харьковчан. А общее число получателей льготы составит приблизительно 100 тыс. человек.
Кстати, хотелось бы отдельно отметить, что есть моменты в Положении на сегодняшний день нам не очень понятные и которые мы не знаем как выполнять. В этой связи мы по-
слали запросы в наше Министерство социальной политики и ждем разъяснений. Например, один из таких моментов — льгота на выписку бесплатных рецептов на лекарства и зубопротезирование. В самом названии Положения об этом ничего не сказано. Здесь написано, что изменен порядок начисления льгот на жилищно-коммунальные услуги для отдельных категорий граждан. И вдруг в пункте 10 мы читаем, что, оказывается, выдача бесплатных рецептов и зубопротезирование тоже предусмотрено этим Постановлением. Был момент, когда мы притормозили выдачу таких рецептов и не знали, что делать с зубопротезированием, но в итоге пришли к выводу, что, пока не пришли разъяснения, готовы взять на себя ответственность и продолжить работу с гражданами, которые имеют льготу на бесплатные рецепты и зубопротезирование.
— Вернемся к основному вопросу, какой срок отвели на оформление льготы?
— Время на эту работу нам отпустили до 1 сентября, если, конечно, не продлят. И я считаю, что продлить сроки необходимо. Так вот, граждане, которые обратятся к нам до 1 сентября, будут иметь право на льготу с 1 июля. Ну а граждане, которые позже начнут оформлять льготу, будут ее получать с момента обращения.
Возвратясь к тому, что срок до 1 сентября — это очень мало. Объясню на примере. Мы начали регистрировать временно переселенных лиц с октября, сегодня — июль. За это время мы зарегистрировали 96 тыс. переселенцев. Это притом, что наши специалисты работали на пределе своих сил, в экстремальном режиме, я бы сказала. В день, в одном районе проходило от 100 до 200–250 человек. Представляете себе этот поток и эту нагрузку? И это с учетом того, что началось массовое оформление субсидий «по-новому», с учетом того, что сегодня в этот порядок вносятся якобы упрощения. Да, они упростились для потребителей, но создали массу проблем специалистам, оформляющим субсидию. Ранее люди должны были показать сумму своего дохода. Теперь сумму доходов из декларации убрали, оставив только источник дохода, а управление труда и соцзащиты теперь само должно выяснять сумму дохода у этого источника. Вы представляете, насколько усложнился процесс оформления субсидий, притом, что законодатель оставил срок оформления в десять дней. В них вложиться нереально.
Плюс, теперь органы соцзащиты занимаются выплатой материальной помощи демобилизованным срочной службы. Плюс, нас обязали принять денежные средства на оказание материальной помощи участникам боевых действий, вышедшим из зоны АТО, для их реабилитации, трудоустройства и прочего. А еще вопросы компенсации временно перемещенным лицам…
Такое впечатление, что работников управлений труда и соцзащиты испытывают на прочность. Возникает тяжелая ситуация. И связана она, к большому сожалению, с тем, что люди, проводящие эти реформы, до конца, наверное, не проанализировали ситуацию на уровне исполнения. Количество штатных единиц в управлениях осталось прежним, нам никто ничего не добавлял, зарплату не повышали много лет, она низкая, дать надбавки очень сложно. В связи с новым пенсионным законом накануне 1 апреля уволилось большое количество специалистов, которые между зарплатой и пенсией выбрали пенсию. С апреля же и по сегодняшний день нам запрещали принимать людей на работу. Вот только со вчерашнего дня запрет убрали, и мы можем заполнять вакансии. Нам очень не хватает человеческого ресурса. Чтобы как-то заполнить вакансии, нам потребуется минимум 2–3 месяца. И все равно при такой нагрузке и таком количестве возложенных функций людей нам будет не хватать. Так что все очень непросто. Но давайте говорить так: великое счастье для Харькова, что в этих структурах работают подвижники, самоотверженные люди с социальным мышлением, которые понимают, что от них зависят человеческая жизнь и благополучие.
Поэтому, пользуясь случаем, хочу обратиться к харьковчанам, чтобы они вели себя спокойно, бережно относились к нашим сотрудникам, чтобы они их понимали, чтобы не возникали конфликты, не было ненужного напряжения. А мы в свою очередь постараемся максимально корректно и безболезненно для вас пройти период перехода на новую систему. Еще раз прошу харьковчан в этой ситуации уважительно и с пониманием относиться к нашим сотрудникам.

Адреса районных управлений труда и социальной защиты населения и контактные телефоны по вопросам назначения льгот:
— Дзержинский — ул. Тобольская, 65, тел. 766-07-71
— Октябрьский — ул. Энгельса, 1, тел. 712-16-44
— Киевский — ул. Сумская, 78, тел. 700-31-67
— Коминтерновский — ул. Вишневая, тел. 3 51-25-44
— Ленинский — ул. Карла Маркса, 34, тел. 712-51-63
— Московский — ул. Гв.-Широнинцев, 38Г, тел. 364-16-20
— Орджоникидзевский — ул. 2-й Пятилетки, 6, тел. 94-08-73
— Фрунзенский — пр. 50-летия СССР, 48, тел. 392-52-38
— Червонозаводский — пр. Гагарина, 7, тел. 732-44-85

УВАЖАЕМЫЕХАРЬКОВЧАНЕ,ИМЕЮЩИЕПРАВОНАЛЬГОТУ!

В СВЯЗИ СО ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ ОТ 04.06.2015 ГОДА № 389 ИЗМЕНЕН ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ЛЬГОТ НА ЖИЛИЩНО­КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН.

С 01.07.2015 ГОДА ПРАВО НА ЛЬГОТЫ ИМЕЮТ ГРАЖДАНЕ, СРЕДНЕМЕСЯЧНЫЙ ДОХОД СЕМЬИ КОТОРЫХ В РАСЧЕТЕ НА 1 ЧЕЛОВЕКА
НЕ ПРЕВЫШАЕТ ВЕЛИЧИНЫ ДОХОДА, КОТОРЫЙ ДАЕТ ПРАВО НА НАЛОГОВУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ЛЬГОТУ (В 2015 ГОДУ — 1710,00 ГРН).

В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ЕДИНСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ ДОХОДОВ ЛЬГОТНИКА ЯВЛЯЮТСЯ ПЕНСИЯ ИЛИ СОЦИАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ,
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВА НА ЛЬГОТЫ ЛИЧНОЕОБРАЩЕНИЕВУПРАВЛЕНИЕСОЦИАЛЬНОЙЗАЩИТЫНЕТРЕБУЕТСЯ.

ДЛЯ ЛИЦ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА, РАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ, ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ПЕНСИИ НЕ ПО МЕСТУ РЕГИСТРАЦИИ НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ В УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, ЗАПОЛНИВ ДЕКЛАРАЦИЮ О ДОХОДАХ ЗА ПРЕДЫДУЩИЕ 6 МЕСЯЦЕВ ПЕРЕД МЕСЯЦЕМ ОБРАЩЕНИЯ И ПРЕДОСТАВИВ СПРАВКИ О ДОХОДАХ ЗА ПРЕДЫДУЩИЕ ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ ВСЕХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ,
НА КОТОРЫХ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ЛЬГОТЫ.

ЛЬГОТНИКИМЕЕТПРАВОНАПОЛУЧЕНИЕЛЬГОТНАПРОТЯЖЕНИИ6МЕСЯЦЕВ
СМЕСЯЦАОПРЕДЕЛЕНИЯСООТВЕТСТВУЮЩЕГОПРАВА.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЛЬГОТ НА ЖИЛИЩНО­КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ВОЙНЫ, УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, ЛИКВИДАТОРОВ И ПОСТРАДАВШИХ ОТ АВАРИИ НА ЧАЭС (1,2­й КАТЕГОРИЙ) И ИХ ВДОВ, А ТАКЖЕ ВЕТЕРАНОВ (И ИХ ВДОВ),
ИНВАЛИДОВ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ И ВЕТЕРАНОВ (И ИХ ВДОВ) ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОСТАЕТСЯ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.