Обзор прессы. ФБР изо всех сил заглаживает недоработку по Царнаевым

30.04.2013 15:16   -
Автор:

Агенты ФБР тесно сотрудничают с представителями российских служб безопасности, стремясь восстановить картину действий и связей Тамерлана Царнаева во время его шестимесячного пребывания в Дагестане. В фокусе внимания – его возможные встречи с боевиками, посещения радикальной мечети, возможное получение инструктажа и прохождение подготовки, сообщает The New York Times.

Российская «Новая газета» пишет, что Царнаев пытался присоединиться к исламистскому подполью в Дагестане и находился в контакте с некоторыми боевиками, убитыми российскими силовиками в конце весны 2012 года, пока он находился в Махачкале, передают авторы статьи Скотт Шейн и Дэвид Хершенхорн.

В 2011 году российские официальные лица направили предупреждение об экстремистских взглядах Царнаева ФБР и ЦРУ: по их мнению, он ехал в Дагестан, чтобы присоединиться к подпольной группировке. Это предупреждение было основано на прослушанных телефонных разговорах, пишет издание, в том числе он упоминал «джихад» в одном разговоре с матерью.

«Видеоролики, опубликованные Царнаевым в интернете, демонстрируют, что он хорошо знал лидеров исламистских боевиков в Дагестане. Царнаев состоял в контакте с Махмудом Мансуром Нидалем, ныне убитым, передает издание со ссылкой на «Новую газету». Он также, вероятно, контактировал с Уильямом Плотниковым – российским эмигрантом в Канаде, который принял ислам и переехал в Дагестан, чтобы присоединиться к исламистскому подполью.

Председатель Комитета внутренней безопасности в Палате представителей США заявил, что «уровень сложности» бомб, сделанных из скороварок, «наводит на мысль об инструкторе». Жан-Франсуа Ратей, ученый из Университета Джорджа Вашингтона, со своей стороны, полагает, что большая часть боевиков в Дагестане «считают США врагом ислама», но «вряд ли они стали бы проводить подготовку к теракту в США», приводит мнения экспертов газета.

Тамерлан Царнаев разместил на своей странице в YouTube видео с известным террористом Гаджимурадом Долгатовым – безжалостным боевиком по прозвищу Робин Гуд, который несет ответственность за десятки нападений и терактов в Дагестане, пишет La Stampa.

«В 2012 году Тамерлан провел в этом нестабильном кавказском регионе шесть месяцев, – напоминает издание. – После возвращения в США молодой человек разместил на своей странице в YouTube различные видео, объединенные под названием «Терроризм», в том числе обращение Гаджимурада Долгатова, возглавлявшего местную ячейку «Кавказского эмирата» – самой опасной в России вооруженной исламской группировки, которая в прошлом году была внесена в американский список террористических организаций».

«Странно, что Царнаев опубликовал видео Долгатова, – говорит источник из российского МВД. – Откуда ему стало известно о его существовании? На Кавказе есть куда более известные боевики, чем Долгатов. Можем ли мы исключить тот факт, что Царнаева кто-то представил Долгатову?»

«ФБР и ФСБ пытаются понять, были ли у Тамерлана тесные контакты с местными боевиками и проходил ли он на Кавказе подготовку по изготовлению взрывных устройств», – говорится в статье.

Имам мечети, в которую ходил подозреваемый в бостонских взрывах, дал интервью Time. «Никто из наших людей, ни один человек, никогда не был с ним знаком», – заявил старик-имам Хасан-Хаджи Гасаналиев, его лицо нахмурилось, замечает журналист Саймон Шустер.

Отец Тамерлана Анзор Царнаев рассказал, что его сын ходил в мечеть на улице Котрова, где проповедует Гасаналиев. «Но у него там не было друзей. Здесь друзей так быстро не заводят», – добавил Анзор.

«Америка скоро рухнет», – заявил Гасаналиев журналисту, но тут же, сменив тон, призвал всех уважать и любить друг друга, обходиться без насилия.

Гасаналиев озадачен шумихой вокруг бостонского теракта. Он сказал, что Америка сейчас «переворачивает весь арабский мир вверх дном, убивают сотни, тысячи, миллионы человек, и никому это не интересно».

Имам категорично заявляет, что его мечеть (по характеристике Шустера, «бастион консервативного салафитского ислама в Дагестане») не причастна к радикализации Тамерлана и бостонским взрывам.

Источники, близкие к ФБС Дагестана, сообщили журналистам: в России контртеррористические структуры интересуются всяким, кто связан с салафитами. Прихожане этой мечети часто погибали в перестрелках, рядом продается запрещенная в России литература.

Испанская El Mundo возвращается к моменту захвата братьев Царнаевых. Арестовать террористов героически помог китаец, повествует издание.

26-летний китаец, который изучал в США инженерное дело и которого в Америке зовут Дэнни, припарковал свой «мерседес» на обочине в Кембридже, чтобы ответить на СМС. «Когда к нему подошел его ровесник и постучался, Дэнни опрометчиво опустил стекло: так начался худший кошмар в его жизни», – пишет журналистка Мария Рамирес.

Подошедший – Тамерлан Царнаев, как оказалось после, – залез в машину и показал Дэнни пистолет. «Слышал о взрыве? Это я его устроил», – сказал Тамерлан и велел Дэнни ехать в Уотертаун, где они забрали Джохара Царнаева и загрузили в багажник взрывчатку, утверждает издание.

Дэнни провел в обществе Царнаевых полтора часа, после чего ему удалось бежать. Его айфон и GPS-навигатор его автомобиля помогли полиции обнаружить Царнаевых.

Газета приводит несколько деталей: Тамерлан вел себя более агрессивно, чем его младший брат. Он спрашивал у Дэнни, помнит ли тот его лицо. И, услышав отрицательный ответ, насмешливо заявил: «Ты, как белые, которые считают, что все черные между собой похожи. А ты, наверно, думаешь, что все белые одинаковые». Дэнни поддакнул – он делал упор на своем иностранном происхождении. Он также уверял: «Китайцы – большие друзья мусульман”»

Шанс для бегства представился, когда Царнаевы сделали остановку у банкомата. «Левой рукой я отстегнул ремень, правой распахнул дверцу, выскочил из автомобиля и побежал через дорогу», – рассказал Дэнни в интервью телеканалу Boston WCVB. Он укрылся на АЗС и вызвал полицию. Дэнни не считает себя героем – ведь он всего лишь спасал свою жизнь.

Зубейдат Царнаева, мать бостонских террористов, оказалась в центре внимания после того, как выяснилось, что ее имя попало в список террористов в 2011 году, а новые материалы, переданные в США русскими, показали, что она обсуждала “джихад” со старшим сыном еще два года назад, пишет The Christian Science Monitor.

Царнаева, натурализованная американская гражданка, вернулась в Россию несколько лет назад. Защищая своих сыновей, она утверждала даже, что обвинения против них сфабриковали потому, что они мусульмане. Теперь следователи хотели бы выявить, какую роль она могла сыграть в процессе радикализации сыновей, пишет издание.

Зубейдат и ее бывший муж встретились с группой следователей ФБР в штаб-квартире ФСБ на прошлой неделе в Махачкале. «Если она решит не возвращаться в США, власти, вероятно, ничего не смогут сделать, чтобы заставить ее», – отмечает автор статьи Фред Уэйр.

Между США и Россией нет двустороннего договора об экстрадиции, несмотря на неоднократные просьбы Москвы обсудить его. Кроме того, российская конституция запрещает экстрадицию российских граждан – Царнаева, по сообщениям, не отказалась от российского гражданства после натурализации в США. Русские часто ссылаются на эту норму, напоминает Уэйр.

Они были «мягкими, любящими и нежными, как девушки», – эти слова Зубейдат выносит в заголовок Foreign Policy. Мать подозреваемых в организации бостонских взрывов заявила в интервью, что всем сердцем ненавидит Америку и убеждена в невиновности сыновей, передает корреспондент Анна Немцова.

За последнюю неделю Зубейдат Царнаева стала известна на весь мир, однако «в Дагестане быть матерью подозреваемого в терроризме – далеко не единичное явление», пишет журналистка. По данным портала «Кавказский узел», с января 2010 по март 2013 года в результате насильственных действий в Дагестане погибли 1089 человек. В регионе существуют десятки мятежных групп с различной идеологией.

Зубейдат Царнаева стала радикальной мусульманкой четыре года назад в Америке. До этого ее жизнь была совсем другой. Она любила яркую одежду, работала косметологом, ходила на курсы английского языка. В прошлом году ее обвинили в магазинной краже, и она вернулась в Дагестан, но даже там продолжала внимательно следить за внешностью.

«Если послушать Зубейдат, вся ее жизнь – это череда преследований со стороны мстительных правительств», – комментирует Немцова. Российское государство разбомбило дом семьи в Чечне, Киргизия не дала дочерям паспорта, так что они теперь не могут навещать ее в Дагестане, а Америка «подставила» ее сыновей и обвиняет ее саму в подстрекательстве к терроризму.

Даже теперь, когда один из ее сыновей погиб, а второй тяжело ранен и может быть приговорен к смертной казни, Зубейдат отказывается признавать отрицательное влияние радикального ислама. Она тепло отзывается о рыжебородом мужчине» В то же время другие члены семьи обвиняют этого человека в том, что именно он «промыл мозги» Тамерлану.

«Вчера я хотела умереть, но сегодня мне кажется, что я должна жить ради остальных моих детей, которые еще живы», – заявила мать террористов Немцовой.

По оценкам российских властей, радикальные исламисты с Кавказа действуют по всему миру: Сирия, Ливия, Бостон. Теперь – после теракта на марафоне в США, осуществленном уроженцами Чечни Джохаром и Тамерланом Царнаевыми, – к мнению российской стороны прислушиваются и немецкие контрразведчики, сообщает Focus. Так, глава Федеральной службы защиты конституции Германии Ганс-Георг Маассен в заявлении газете Die Welt подчеркнул, что «опасность исламистского терроризма исходит также и от чеченцев».

Немецкие спецслужбы «держат под наблюдением порядка 200 находящихся в Германии приверженцев организации «Кавказский эмират», сказал Маассен. Это военизированная группировка во главе с Доку Умаровым, которая классифицируется как Россией, так и США в качестве террористической организации и имеет связи с «Аль-Каидой». «Расследование их деятельности имеет для нас высокий приоритет, – заверил контрразведчик. – Прежде всего, мы пытаемся найти их источники финансирования».

Маассен добавил, что в Германии сейчас «повышенный уровень террористической опасности», хотя, по его словам, у спецслужб нет конкретной информации о каких-либо готовящихся терактах.