Харьковский трамвай: история, сегодняшний день… будущее?

25.10.2013 10:06   -
Автор:
Развитие харьковского трамвая легко проследить по количеству городских маршрутов. Так, по состоянию на 1930 год их было 14. Перед войной эта цифра возросла до 20, а в период послевоенной разрухи сократилась до 5, после чего медленно, но упорно увеличивалась. 60–70‑е годы — это эпоха расцвета трамвая в Харькове: в 1960‑м было 23 маршрута, 1970‑м — 26, а в 1975‑м максимальное количество — 32. А дальше начался спад. Трамвай в 80‑х годах уже считался чем-то устаревающим, громоздким и неповоротливым по сравнению с прогрессирующим троллейбусом. В 1985‑м маршрутов стало 28, динамика пошла по ниспадающей.
За годы независимости Украины и трамваев, и депо, и маршрутов, и улиц с рельсами в городе стало меньше. А единственным успехом в пополнении трамвайного парка стала закупка техники из Чехии. Троллейбусный парк к Евро-2012 обновился радикально, и реликты советских времен на троллейбусных маршрутах встречаются крайне редко. В то же время средний возраст харьковского трамвая — около 30 лет. Сразу становится очевидным, какой из видов электротранспорта — приоритетный для нашего города.
Тем не менее, среднее количество перевезенных трамваями и троллейбусами пассажиров в Харькове — приблизительно на одном уровне. Свою нишу трамвай занимает: важен он, например, для жителей Новоселовки, Новожаново, Залютино, Журавлевки, частично — Салтовки и Алексеевки. Да и вообще, у трамваев есть ряд преимуществ.
Специалисты выделяют целый ряд преимуществ трамваев над другими видами общественного транспорта:
— высокая провозная способность. В трамвае (особенно современном) помещается больше пассажиров, чем в автобусе или троллейбусе;
— трамваи не загрязняют воздух продуктами сгорания и не создают пыли от стирания шин;
— себестоимость перевозок на трамваях достаточно невысока из-за использования дешевой электрической тяги;
— высокая безопасность перевозок, которая обеспечивается за счет большой массы трамвайных вагонов.