Скандал наверху. «Разгром» в ГФС назвали политтехнологией Яценюка

25.02.2015 12:12   -
Автор:

По словам Арсения Яценюка, решение начать расследование связано с жалобами бизнесменов на коррупцию в ГФС. «Первые полгода ГФС начала работать, как ожидали украинцы после Майдана, вторые полгода — как всегда. Я мириться не буду», — заявил премьер и назначил и. о. главы службы директора координационно-мониторингового департамента ГФС Максима Мокляка.

Впрочем, как говорят источники «Вестей» в Администрации президента и Верховной Раде, премьер отреагировал не на жалобы бизнесменов, а на факт появления в интернете фотографии смс-переписки лидера группы «Экономическое развитие» Виталия Хомутынника и губернатора Одесской области Игоря Палицы, снятой в парламенте. В этой переписке, согласно интерпретации ряда СМИ, Хомутынник якобы консультировал одесского губернатора, как правильно «решать вопросы» на таможне, объясняя, кому и сколько нужно заносить. Позавчера было объявлено, что за факты, изложенные в переписке, взялась Генпрокуратура. Именно после этого состоялись срочный визит Яценюка в Госфискальную службу и устроенный там разгром.

Две версии

А вчера днем в интернете появился скан заявления в ГПУ Хомутынника, в котором тот разъясняет, что в переписке с Палицей он как раз информировал губернатора насчет нарушений на одесской таможне, организаторами которой, по словам лидера парламентской группы, являются замглавы ГФС Анатолий Макаренко и директор департамента по противодействию таможенным нарушениям Александр Мухин. Хомутынник привел пример таможенного рэкета, когда за своевременное оформление на экспорт машины лущеного ореха приходится платить взятку в $10 тысяч, нелущеного — $5 тысяч.

Впрочем, есть и другая версия. По информации наших источников в Администрации президента и Верховной Раде, «разгром» в ГФС — политтехнологическая операция. «Налоговая и таможня с момента формирования новой власти стали вотчиной Яценюка (и близких к нему бизнесменов), Коломойского и Хомутынника, — рассказал один из них. — И когда возник скандал с смс-перепиской между Хомутынником и Палицей (оба считаются близкими к днепропетровскому губернатору Игорю Коломойскому. — Авт.), возникла необходимость отмыть его участников. Для этого Хомутынник пишет в прокуратуру — мол, он выясняет все о схемах на таможне, чтобы бороться с ними, а Яценюк отстраняет руководство ГФС, чтобы изобразить проверку. Но поскольку из трех отстраненных двое — Билоус и Хоменко — в схеме Яценюка-Коломойского-Хомутынника, то их признают невиновными и вернут на места. А третьего — Макаренко — уберут с таможни, воспользовавшись подходящим случаем, потому что он слишком близок к Тимошенко через ее соратника Кожемякина».

Скепсис бизнеса

Эксперты также считают, что в этом решении очень велика политическая составляющая. «У работодателей накопилось очень много претензий именно к налоговой службе. Почему претензии бизнеса премьер услышал именно сейчас — вопрос риторический. Это явно политическое решение, так как до сих пор власти не реагировали на претензии бизнеса», — заявил «Вестям» директор департамента экономической политики Федерации работодателей Украины Сергей Саливон. По его словам, согласно данным УСПП, объемы коррупции в налоговой части ГФС даже выросли, в то время как взяточничество на таможне пошло на убыль.

По словам руководителя Европейской бизнес-ассоциации Анны Деревянко, хотя отдельные компании отмечают, что к ним у налоговых органов стало меньше претензий, в целом за год мало что изменилось. «Вначале бизнес реагировал очень позитивно на встречи с налоговыми руководителями. Однако со временем стало ясно, что большая часть из того, что предлагалось, не превращается в конкретные изменения в работе налоговой службы и администрированию налогов. Это очень похоже на прежнее поведение налоговой», — подчеркнула она.

Кроме того, отметила Деревянко, бизнес в последнее время начал жаловаться на какие-то нелепые рекомендации, которые позволяют увеличивать либо налоговые отчисления, либо штрафные санкции к легальному бизнесу. «В то же время стало очевидно, что планы по дополнительным налоговым сборам устанавливали не в налоговой, а на более высоком уровне. Лично я считаю, что это коллективная ответственность руководства ГФС, Минфина и Кабмина в целом», — подчеркнула эксперт.

Теоретически, считают эксперты, бизнес мог бы воспользоваться неопределенностью с руководством налоговой службой, чтобы отсрочить выплаты сумм, которые, например, находятся в стадии оспаривания. Но, по мнению Сергея Саливона, они едва ли будут прибегать к таким ухищрениям: большая часть бизнеса сейчас слишком занята вопросами выживания, чтобы пользоваться временной неопределенностью в руководстве налоговых органов.

Источник: Вести