Финская экономика – экономика знаний

20.11.2014 09:24   -
Автор:

Украинским властям стоило бы обратиться к опыту маленькой страны, которая за 20 последних лет сумела не только выстроить «экономику знаний», но и начала на ней успешно зарабатывать.

Перспективы сотрудничества в инновационной плоскости между Санкт-Петербургом и другими регионами Северо-Запада с Финляндией всегда вызывали интерес у представителей обеих сторон. Без сомнения, регионы роднит высокий уровень человеческого капитала и образования, однако Суоми в вопросах создания эффективной инновационной системы продвинулась дальше. Вопрос о формировании такой среды носит не праздный характер еще и потому, что российская инновационная сфера находится в стадии оформления и ее контуры не до конца ясны. В этом отношении опыт соседней Финляндии, создавшей практически с нуля успешную систему для появления инновационных проектов, как минимум стоит принять во внимание. К тому же этой осенью ведущиеся не первый год рассуждения на эту тему получили реальное воплощение: был дан ход первому этапу проекта «интеллектуального транспортного коридора» между двумя странами, который в конечном итоге должен привести к повышению пропускной способности трассы, связывающей прилегающие регионы. В его рамках будут действовать сервисы безналичной оплаты, внедрены принципы «единого окна» при пересечении границы. С помощью мобильных сервисов автомобилисты смогут оплачивать необходимые услуги в режиме онлайн, получать оперативную информацию о погодных условиях, трафике и пробках.

Двадцать лет спустя

Контраст, произошедший с Финляндией за последние десятилетия, очевиден. Еще в начале 1990-х годов страна переживала экономический спад: заметное снижение ВВП, рост безработицы, банковский и жилищный кризисы. Одним из принципиальных моментов в оздоровлении экономики, на который принято обращать внимание, – был поворот в сторону «экономики знаний». Результат не заставил себя ждать: на текущий момент страна стабильно находится в топе мировых рейтингов как по более стратегическим (глобальная конкурентоспособность, восприятие коррупции, права собственности), так и по отдельно взятым инновационным показателям (доля расходов на исследования и разработки, число исследователей, занятых в экономике, развитие ИТ-технологий).

Казалось бы, сюжет развития Финляндии изучен под микроскопом, и все разложено по полочкам. Становление инновационной системы страны происходило с опорой на государство. Классические объяснения связывают историю успеха Суоми с несколькими факторами, которые достаточно будет просто перечислить. Это формирование институционально-правовой базы, формирование системы управления инновационным процессом с привлечением частного сектора, сотрудничество между различными институтами и организациями внутри страны и за ее пределами, развитая система образования (применительно к Санкт-Петербургу «Эксперт С-З» уже сообщал о важности этих принципов. См. № 40 (683) от 29 сентября – 5 октября 2014 года).

Американские ученые Дан Брезнитс и Дариус Орнстон предлагают посмотреть на ситуацию под другим углом. Опыт Финляндии навел их на мысль, что разработка прорывных технологических решений – заслуга структур, находящихся на периферии государственного сектора. Тем временем централизованным структурам, обладающим традиционным арсеналом финансовых инструментов, по мнению ученых, не достает гибкости. Они могут обеспечить рост в более традиционных экономических областях, но не способны стать проводниками инноваций. Свою догадку Брезнитс и Орнстон иллюстрируют примером финского инновационного фонда Sitra, который в своей деятельности сочетает прямые инвестиции в стартапы на начальной стадии с инвестированием в другие венчурные фонды. Обычно Sitra инвестирует в проекты в обмен на долю акций (от 15 до 40% в размере от 200 тыс. до 2 млн евро) и входит в компанию сроком на три-пять лет, после чего продает свои акции стратегическому инвестору.

История инновационного фонда Sitra насчитывает 46 лет. В 1968 году он создавался как дочерняя организация правительства Финляндии, 23 года спустя перешел в подчинение парламенту страны. Такие классические инструменты по поддержке инновационной деятельности, как льготные кредиты и субсидии, небольшому фонду с ограниченными финансовыми возможностями на момент создания были недоступны. Вместо этого организация сфокусировалась на кооперации с игроками частного сектора. Тогда же инновационный фонд, опередив время, начал вкладываться в сферу электроники, проинвестировав туда четвертую часть своих средств. В середине 1980-х случился визит в Силиконовую долину, чей опыт поехали перенимать менеджеры фонда. За этим последовало непосредственное участие в организации Финской ассоциации венчурного инвестирования (создана в 1990 году). Вернувшись на родину, сотрудники фонда, взялись за выстраивание системы венчурного финансирования НИОКР, внедрение системы бизнес-инкубаторов, что повлекло за собой рост финансирования малых и средних высокотехнологичных предприятий. В 1996 году Sitra из прямого поставщика капитала переключился на налаживание связей между участниками инновационного процесса: молодыми предпринимателями и менеджерами, компаниями и бизнес-ангелами. На рубеже веков организация предложила государству концепцию социальных инноваций, на основе которой впоследствии был осуществлен ряд инициатив в области здравоохранения, энергоэффективности и муниципального управления.

Весомость своих размышлений ученые подкрепляют опытом других стран – США, Ирландии и Израиля. В этом смысле Суоми здесь не стоит особняком, поскольку у каждой из этих стран были свои аналоги фонда Sitra: израильское управление исследовательских работ (OCS), американское агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DAPRA), ирландская дирекция национального программного обеспечения (NSD), позволившие им превратиться в лидеров венчурной отрасли, которыми они являются и поныне.

Между тем Дан Брезнитс и Дариус Орнстон вывели еще одну закономерность – постепенно периферийные организации начинают терять в эффективности. Как ни парадоксально, это является закономерным следствием повышения их статуса. Если раньше в силу своего положения подобные структуры являлись пространством для экспериментов и новаторских решений, то по мере усиления влиятельности часть автономности от них уходит, и они становятся объектами государственного контроля. В той же ловушке оказался и Sitra, после того как в силу обстоятельств переориентировался на решение национальных проблем, подчеркивают исследователи.

Вся наша жизнь – игра!

За обеспечение государственного финансирования в Суоми отвечают Академия Финляндии (финансирование фундаментальных исследований) и финское агентство по финансированию технологий и инноваций Tekes, по линии которого ведется поддержка прикладных научных исследований и разработок. Всего в 2013 году агентство Tekes вложило в различные компании 350 млн евро. Из них 180 млн евро получили молодые инновационные компании и стартапы. Пул проектов, получивших финансирование агентства, складывается из ИТ-проектов различной направленности: электронная коммерция, информационные технологии в сфере здоровья, программное обеспечение, экологически чистые технологии. Особая гордость Финляндии – игровая индустрия, которая сейчас переживает настоящий бум. С 2012 по 2013 год оборот игровой индустрии вырос на 260% и поднялся до 900 млн евро.

В агентстве Tekes для поддержки игрового сектора наравне с такими перспективными областями, как «зеленые» технологии, возобновляемая энергия и умный город, была запущена программа Skin, направленная на укрепление позиций страны в этой сфере. Лицом игровой индустрии страны, бесспорно, является Angry Birds. Хотя Angry Birds уже давно больше чем просто игровое приложение. Достаточно сказать, что 47% создавшей ее компании Rovio приносит продажа сопутствующих товаров и лицензирование. Выручка компании пока растет (в 2012 году – 195 млн долларов и в 2013-м – 216 млн долларов), хотя прибыль уже ползет вниз (с 77 млн долларов в 2012 году до 37 млн в 2013-м).

На этом фоне коллеги по цеху, прибавляющие с каждым годом, готовы примерить на себя майку лидера. В первую очередь речь о разработчике игр Supercell (проекты Clash of Clans, Hay Day, Boom Beach). За 2013 год выручка стартапа выросла без малого в восемь раз и составила 829 млн долларов, а прибыль EBITDA (до уплаты налогов, расходов на амортизацию и процентов по кредитам) – 492 млн долларов (в 2012 году 101 млн и 51 млн соответственно). На горизонте King Digital, известная своей игрой для мобильных устройств Candy Crush Saga, в ходе проведения IPO оцененная в 7 млрд долларов.

История инновационного развития Финляндии в конечном счете – наглядный для Украины пример роли государства в инновационных процессах. В некоторых случаях его роль носит определяющий характер, в других для развития инноваций достаточно просто не мешать самоорганизации, оставив место для инициативы снизу.

По материалам: Эксперт-онлайн