Театр «P.S.»: переезд как познанная необходимость

06.09.2012 14:37   -
Автор:

Позади остался для театра важный, первый этап его истории, когда спектакли игрались в атмосферном бекетовском здании — Доме архитектора. В двух его изысканных залах прошли «детство» и первые годы «отрочества» театра. Стены белого зеркального зала и зеленого с дубовым камином помнят как постоянных зрителей «P.S.», так и именитых членов жюри международных фестивалей. Так что, уходя из своего первого дома, «P.S.» сохранил к нему теплые чувства. Однако, «мощности» Дома архитектора перестали удовлетворять растущий организм театра. Спектакли в «своем-чужом» доме могли идти всего два раза в неделю, репетиционное время было очень ограничено хозяевами. Тем временем, в репертуаре театра только постоянно идущих спектаклей больше десятка: классика «P.S.» «Возвращение Амилькара» и «Приключение медведиков панда», экстремально комедийный спектакль «Четыре средневековых фарса про ЭТО…», трагическое «Сойкино крыло» по классику И. Франко, поэтический спектакль «Цыганская муза» по Лине Костенко, современный спектакль-ребус любовных отношений «Весна, похожая на осень», три разножанровых моноспектакля ведущих актеров труппы и новая постановка для детей… А ведь есть еще и архивные спектакли, которые театр не прочь возобновить в новой редакции. И главное — в театре служат два профессиональных, остепененных лауреатствами международных фестивалей режиссера: Степан и Светлана Пасечник. Их естественным стремлением является движение, а творчески развиваться — значит, ставить новые спектакли! Для того чтобы выставить декорации и свет на вечерний спектакль, актерам приходилось приезжать ранним утром, в день показа. Вся эта критическая ситуация, сложившаяся накануне закрытия предыдущего сезона, буквально потребовала от руководителей театра оперативного решения.

И в жаркую летнюю пору «P.S.» с головой ушел в ремонт, совмещая эту деятельность с подготовкой новых премьер. Новое помещение привлекло возможностью строить и обживать тут свой театр 24 часа в сутки. Репетировать и играть, по словам худрука театра, «от понедельника до понедельника».
Но этот ремонт был бы невозможен в такое короткое время без материальной и — что еще более важно — поддержки друзей «P.S.». Способных оторвать немалое время от своего законного отдыха оказалось достаточно и среди актеров театра им. Т. Шевченко, и среди студентов университета им. И. Котляревского, и в СДТ, и, конечно же, в семьях артистов. Ремонт сплотил немногочисленный, но дружный коллектив, в лучших традициях стройотрядов. Все шили, строчили, сверлили, натягивали потолок, утепляли окна, мыли, выносили строительный мусор, переоборудуя помещение в театральный зал и кулуарное пространство. Вступая в новый этап биографии, «P.S.» приобрел новую одежду сцены и сидения — все для того, чтобы зрителю тут понравилось, и новый адрес стал любимым местом обитания публики на театральной карте города. Зал может принять около 70 зрителей. Хотя, наряду с радостями, переехавший театр в самое ближайшее время ждет ряд трудностей. Срочно претерпевают адаптацию спектакли текущего репертуара — акценты меняются в новом игровом пространстве!
Однако, уже под этот зал готовятся и новые премьеры. В сентябре — «Дудочка» по культовому автору современности Н. Коляде (театр «вышел» на драматурга и, заинтересовав его своим проектом, добился разрешения на постановку на приемлемых для недотацируемого камерного коллектива условиях). До Нового года зрителей ждет встреча со спектаклем «Муж моей жены» по «не простой» комедии хорватского драматурга Миро Гаврана.
Степан Пасечник позиционирует свой украиноязычный театр как театр самого широкого репертуарного направления, в котором нет ни одного похожего спектакля. Такое «планов громадье» вдохновляет тем более, что режиссер параллельно занят еще двумя постановками на других сценах города: премьера «Королевы красоты» по М. МакДонаху запланирована в театре им. Т. Шевченко («Березиль») уже в конце октября, а со студентами кафедры мастерства актера и режиссуры театра анимации университета искусств Пасечник репетирует пьесу «Друзья» по малоизвестному пока харьковчанам Кобо Абэ.
А пока двенадцатый сезон Театр «P.S.» «открывает еще одной премьерой — «Украденное счастье». Спектакль вырос из летнего выпускного показа студии при театре. В готовую конструкцию спектакля вошли сам Степан Пасечник (в роли Задорожного) и Екатерина Бакай (Анна) в партнерской связке с бессменным Гурманом — Максимом Везденевым. Как и все, что ставят в этом театре «по классике», спектакль С. Пасечника по одному из его любимейших национальных авторов Ивану Франко, отличает авторское своеобразие прочтения. Во всем — от игры актеров до фоно-граммы, сплетающейся с живым пением и экспрессивной световой партитуры, «Украденное счастье» — спектакль сильный и будоражащий. Хрестоматийный франковский любовный треугольник разыгрывается тут без второстепенных персонажей, принципиально сведенный до формулы притчи. Притчи, в которой счастье, украденное у всех троих героев, делает каждого из них не только жертвой, но и палачом. На то и явлен уже в самом начале спектакля топор, вонзенный по самое топорище в дерево! Можно с уверенностью сказать, что в интуитивном шаге навстречу к одному из лучших произведений украинской классики, проявляются черты творческой зрелости, в которую вступает такой молодой театр «P.S.»!