Соблазнительный секрет ирландского драматурга

31.10.2012 09:28   -
Автор:

Это шокирующая история «на четверых», где трагедия и комедия нераздельны. Степан Пасичнык и на этот раз взял в работу весьма оригинальный текст, привлекший главного художника театра Татьяну Медвидь, в союзе с которой им поставлено до десятка спектаклей. В интервью «Харьковским известиям» режиcсер поделился своими мыслями о пьесе и ее авторе.

— Степан, испытываете ли вы как режиссер-постановщик дискомфорт от того, что посетители спектаклей, как правило, заранее не знают избираемых вами пьес?
—В отличие от профессиональных критиков, зрители вольны в своем выборе читать или не читать пьесы, но знание литературной основы спектакля несомненно способствует более активному, творческому восприятию спектакля. Пьесы современного ирландского драматурга Мартина МакДонаха можно без особого труда найти в Интернете. МакДонах, достойно представляющий европейскую драматургию рубежа тысячелетий и первого десятилетия нашего века, идет сегодня во всем мире, хорошо известен в театрах России. В Украине он пока что редкий гость, таинственный пришелец.
—Таинственный?
—МакДонах, по справедливому замечанию одного из российских критиков, как никто иной в сегодняшней драматургии «примиряет традиции и современность». Он провоцирует постановщиков на острую, граничащую с гротеском форму сценической выразительности притом, что его темы из разряда «вечных», толкующих о душе человеческой. МакДонаха нужно прежде всего понять и… принять.
—Что самое сложное. И все-таки, что вас побудило выбрать именно эту пьесу?
—Хотелось поработать с первоклассным текстом. Действие в драмах МакДонаха происходит на фоне намеренно приземленного быта. В «Королеві краси» — это нескончаемые «кухонные» перепалки, причем слово «жестокость» в их оценке может быть применено совсем не в последнюю очередь. Что может отпугнуть постановщиков, да и актеров, своей брутальностью, особенно в работе на малой, камерной, сцене, где зритель ловит каждое затаенное слово, каждый вздох артиста. А может, наоборот, натолкнуть на поиски секрета, заложенного драматургом в непростых отношениях между героинями пьесы — самых близких друг другу людей, матери, Мэг, роль которой в спектакле сыграет заслуженная артистка Украины Елена Качан, и ее дочери, Морин.
Векторы действия в пьесах МакДонаха определяются интригой высокого напряжения. Только бытовым ключом его тексты не открываются, но и вне бытовой среды понять героев макдонаховских пьес невозможно. Вместе с тем они глубоко человечны и даже поэтичны…
—Вы уже заинтриговали потенциальных зрителей спектакля. Однако что означает его название? Спектакль о любви?
—Есть стойкое мнение о том, что подлинное произведение искусства всегда о любви. В расширительном смысле слова. Морин, в образе которой на сцену выйдут Майя Струнникова и Ирина Роженко в разных исполнительских составах спектакля, и есть королева красоты в глазах своего любимого. Она хочет быть вместе с ним. Но ее мечта о счастье оказывается грандиозней этого самого счастья…
—МакДонах дает ответы на свои вопросы?
—Финалы его пьес далеко не однозначны. Он ставит героинь «Королеви краси» в ситуацию нерасторжимой взаимозависимости — бытовой, психологической, всяческой, погружает их в атмосферу замкнутого пространства, в котором обе оказываются вроде бы не по своей воле и в то же время без постороннего умысла. Они загнаны в непроницаемую для внешнего окружения клетку. Лишь редкие известия доходят к ним из большого мира, распаляя их воображение. Но в камине мерцает огонь, и этот домашний очаг, приобретающий в спектакле символическое значение, притягивает и устрашает невозможностью что-либо изменить.
—Действие спектакля, как и в пьесе, разворачивается в наши дни в небольшом ирландском городе…
—… что очень показательно для МакДонаха в художественном плане. Он обращается к внутреннему, сокровенному миру человека, к его подсознанию, и уже поэтому его пьесы — не бытовые зарисовки «с натуры». С другой стороны, человек и в большом городе выстраивает собственный маленький город. Я не хочу ничего навязывать тем, кто придет на премьеру, но зрители спектакля увидят на сцене своеобразную проекцию собственных житейских ситуаций, узнавая, быть может, в сценических героях самих себя или своих знакомых. До некоторой степени, разумеется.
—В спектакле заняты также актеры Дмитрий Петров, Михаил Терещенко, а с Валерием Брилевым вы в одной роли…
—… причем второстепенных или эпизодических ролей в нашем спектакле нет, все роли по-своему значимы, независимо от их словесного «наполнения». И сама пьеса очень компактна.
—Ее персонажи, кажется, ненароком попадают в психологические ловушки, если вовсе не оказываются в тупике. Существует ли выход из них в спектакле?
—Существует. Для тех, кто посмотрит спектакль. Косвенно Мартин МакДонах предлагает принять как аксиому то, что человечество всегда верило и будет верить в счастье разделенного чувства.