Особый дар актера

11.12.2013 09:00   -
Автор:
Виталий Мефодьевич Соломин родился 12 декабря 1941 года в городе Чите. «Одно из ярких воспоминаний детства — окна дома, не по-сибирски большие — ведь мороз там жуткий! Идешь за водой — не дай Бог ее разлить и наступить в лужу. Нога тут же примерзнет», — вспоминал Соломин.
Его родители Зинаида Ананьевна и Мефодий Викторович были профессиональными музыкантами. У Виталия был старший брат Юрий. Семья Соломиных проживала в деревянном доме, построенном для врача, приехавшего лечить ссыльных декабристов.
С детства Виталий Соломин увлекался чтением, его любимым писателем был Конан Дойль. Кстати, доктор Ватсон представлялся тогда будущему актеру пузатым и низеньким человеком, никак не похожим на него самого — рослого и подтянутого. По вечерам Виталий любил сидеть с книгой и кружкой чая возле горячей печки, положив на нее ноги.
Родители мечтали видеть сына пианистом, под их руководством он пять лет обучался игре на фортепиано. Сам он терпеть этого не мог, мечтая о том, чтобы этот ненавистный инструмент поскорее развалился. Однажды в сильный мороз мальчик отправился в музыкальную школу, подойдя к двери, он не смог открыть ее. От холода дверь заклинило.
Счастливый Виталий вернулся домой и заявил родителям, что школу закрыли. Родители поняли, что музыкант из их сына не получится и позволили ему заниматься чем вздумается. Он принял решение заняться спортом, стал посещать все спортивные кружки, которые только были в Чите. Виталий занимался одновременно в волейбольной и баскетбольной секциях, легкой атлетикой, гимнастикой, боксом.
В 1959 году Соломин окончил школу, в том же году в Читу приехала комиссия из театрального училища им. М. С. Щепкина, с целью набора курса из сибирской молодежи. Виталий решил пройти собеседование и произвел приятное впечатление на комиссию. В результате он принял решение поехать в Москву для поступления в училище, которое к тому времени уже окончил его старший брат — Юрий. Отец поддержал его решение.
По приезде в Москву Соломин поступил в училище в группу народного артиста СССР Н. А. Анненкова.

«Виталий отличался непростым характером, — вспоминал актер и режиссер Александр Адабашьян. — Но мы открыли друг друга на съемках «Собаки Баскервилей». Было очень весело. Придумали с Виталием, что Бэрримор, которого я играл, глухо ненавидит Ватсона, который всеми командует. Ватсон отвечает ему взаимностью. Поэтому овсянки я всем клал по две-три ложки, а Ватсону — этого в кадре нет — брезгливо маленькую такую плюхал посреди тарелки.
Герой Соломина время от времени записывал что-то в своей записной книжечке. И я, проходя мимо, видел: там было крупно три раза выведено: «Бэрримор — дурак…»
Виталий с Никитой Михалковым поспорили, кто из них смешнее крепко выпивших джентльменов сыграет. Они так увлеклись, кто кого переиграет, что это уже практически выходило за лимит и метража, и кадра. Съемочная площадка сотрясалась от хохота. Чтобы как-то остановить соревнующихся, объявили ничью. Оба были при этом абсолютно трезвы… Соломин придумывал много своего для фильма. В эпизод, когда Ватсона, переодевшегося в костюм кюре, узнали из-за рыжих усов, добавил мелочь: спешно прикрыл усы подвернувшейся под руку книгой и бочком удалился. И фраза: «Ну, знаете, Холмс!» — пошла от него»…

Малый театр

Начиная со второго курса Виталия Соломина стали приглашать репетировать и играть роли в постановках Малого театра. Окончив училище в 1963 году, он стал работать актером Малого театра. На сцене театра Соломин исполнил большое количество ролей, среди которых роль Бориса Ермакова в спектакле «Твой дядя Миша» Г. Мдивани, Ипполита в пьесе Александра Островского «Не все коту масленица», Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», Фиеско в «Заговоре Фиеско в Генуе», Хлестакова в «Ревизоре» Гоголя, Протасова в пьесе Льва Толстого «Живой труп».
В 1987 году из-за разногласий с руководством Соломин решил уйти в Театр им. Моссовета, в котором он успел сыграть в спектакле «Печальный детектив» по пьесе В. Астафьева. В 1989 году в Малом театре поменялось руководство, художественным руководителем стал Юрий Мефодьевич Соломин. Виталий, следуя уговорам старшего брата, вернулся в Малый театр. По возвращении он поставил спектакль «Дикарка» по пьесе А. Н. Островского, в котором сам сыграл роль Ашметьева. Позже были роли Астрова в «Дяде Ване» Чехова и Кречинского в мюзикле А. Колкера «Свадьба Кречинского».

Заслуженный артист РСФСР 1974 года, народный артист РСФСР 1992 года. В 1977 году за роль в спектакле «Любовь Яровая» Виталий Соломин был удостоен Золотой медали имени А. Д. Попова. 25 октября 1999 года был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Удостоился приза «ТЭФИ» за лучшую мужскую роль в фильме «Пан или пропал».

Роли в кино

Еще с 1963 года Виталий Соломин стал сниматься в кино. Его дебютом стала роль Боярцева в фильме «Улица Ньютона, дом 1». Затем последовали роли Вележина в фильме «Председатель», Левадова в фильме «Любимая», Жени в фильме «Женщины», Кирилла в киноленте «Старшая сестра».
Самой любимой для актера была роль доктора Ватсона в сериале о Шерлоке Холмсе, которая принесла ему настоящую популярность. Среди многочисленных пар Холмсов и Ватсонов, которых в истории набралось несколько десятков, сами англичане признают только своих собственных и… русских: ливановский Холмс и соломинский Ватсон стали лучшими в мировом кино.
В процессе съемок фильма актер познакомился и на всю жизнь подружился с Василием Ливановым.
Актер вспоминал: «Для меня работать с Виталием было огромным везением и счастьем. Мы познакомились с ним на первой пробе. Я никогда его не видел в театре, смотрел только по телевидению спектакль «Не все коту масленица», где он меня поразил, особенно фантастической пластикой. Он двигался божественно. Это особый дар. Наверное, он мог быть великолепным балетным танцором. Он очень щедро был Господом одарен для своей профессии… И он это не эксплуатировал, а совершенствовал. Что очень важно.
Оказалось, что мы очень во многом совпадаем. Главное, мы полностью совпадаем в представлении об искусстве. В наших пристрастиях: симпатиях, антипатиях. Это было замечательно. Это было основой, особенно для Виталия, который был очень придирчив, избирателен…
А потом у нас начались уже близкие отношения, разговоры. Чтобы играть дружбу, надо чувствовать друг к другу симпатию. Эта симпатия потом переросла в настоящую дружбу. Мы стали бережно относиться друг к другу, мы понимали друг друга. Наши семьи сдружились: наши жены и дети были как бы вовлечены в эту атмосферу…
Для меня такое высокое мерило наших отношений то, что мы с ним семь лет катались из Москвы в Питер и обратно. Семь лет снимали «Холмса». И я обратил внимание, что мы замечательно вместе молчим. Нам не нужно было все время трепаться, абсолютно не нужно. В этом молчании было дружеское единение. Поддержка. Оно доставляло успокоение.
У нас в картине было сотворчество».
Также весьма успешной стала роль в фильме «Зимняя вишня», где Соломин сыграл Вадима Дашкова.
С большим удовольствием он принимал участие в музыкальных фильмах «Летучая мышь» и «Сильва».
В 1995 году Виталий Мефодьевич решил попробовать себя в качестве кинорежиссера, снял полнометражный фильм «Охота» по повести Е. Салиаса де Турнемира «Крутоярская царевна».
Одной из последних актерских работ Соломина стала роль Кшижановского в многосерийном фильме «Пан или пропал». За эту роль он получил приз «ТЭФИ» за лучшую мужскую роль.
Всего же фильмография актера насчитывает более пятидесяти картин, которые принесли ему большую популярность и зрительскую любовь.

Личная жизнь

 Первой женой Виталия Соломина была актриса Наталья Рудная. Их брак продлился не долго. Будущая вторая жена Мария Леонидова была студенткой текстильного института. Ассистентка режиссера Тодоровского заметила ее на улице и предложила участвовать в пробах на роль в фильме «Городской романс». Соломин также участвовал в этих пробах, так они и познакомились. После неудачного первого брака Виталий Мефодьевич не собирался жениться в следующие десять лет. Но Мария настолько ему понравилась, что он решил – упускать ее нельзя, такую женщину ему не встретить больше. Соломин долго и с размахом ухаживал за Леонидовой, дарил цветы, приглашал в рестораны и театр. 28 октября 1970 года состоялась их свадьба. В 1974 году у них родилась дочь Анастасия, а в мае 1984 года — дочь Елизавета. После окончания текстильного института Мария Леонидова работала художником‑модельером в Доме моделей и участвовала в выпуске модных журналов.

Последний спектакль Виталия Соломина

24 апреля 2002 года Виталий Мефодьевич должен был играть в спектакле «Свадьба Кречинского». В этот день актер чувствовал себя неважно, но все равно решил выйти на сцену. Он смог сыграть лишь первый акт спектакля, потом его самочувствие сильно ухудшилось. Со сцены его унесли на руках. Виталия срочно доставили в больницу, там был поставлен диагноз — инсульт. Затем его перевели в реанимационное отделение с диагнозом «кровоизлияние в мозг».
Около месяца актер находился в больнице, долгое время находился без сознания, иногда приходя в себя. А 27 мая он скончался.
Виталий Соломин был похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.