Многая лета, «Березиль»!

31.03.2012 11:49   -
Автор:

Областное и городское руководство обустроило праздник в полном соответствии с законами драматургии: завязка — поздравили заранее; кульминация — организовали концерт своими силами; развязка — побаловали капустником; не забыли даже об интриге: в поздравительном делопроизводстве ввели новую номинацию — «аншлаг сезона». Ну а кому отвечать за все?

Конечно, виновнику! Тому, кто первый и впервые оказался номинантом — художественному руководителю Харьковского государственного академического драматического театра им. Т. Г. Шевченко Александру Аркадину-Школьнику.
Но это не единственный повод поговорить с мастером: в харьковском царстве Мельпомены сегодня еще один праздник — 31 марта исполняется 90 лет со дня основания Лесем Курбасом всемирно известного театра «Березиль».
—Александр Аркадьевич, вы не гость в Харьковском театре украинской драмы, работали здесь. Потом не работали…
—Да, двадцать лет.
—Изменился театр за время вашего отсутствия в нем? Какой вы нашли труппу?
—Несмотря на то что мне этот вопрос задают не в первый раз, он не такой простой… Двойственное у меня впечатление от всего этого. С одной стороны, у меня много раз было такое ощущение, восприятие, что ли, как будто бы этих лет вообще не было, абсолютно. С другой стороны, было такое чувство, что все вокруг меня новое, ведь время идет: новые артисты на сцене, новые сотрудники в театре. Поэтому однозначно нельзя ответить на этот вопрос — двойственное ощущение.
—А вы видели спектакли харьковской труппы в постановке Жолдака?
—Я видел. Не все, правда, но основные спектакли видел.
—А, скажем, «Ромео и Джульетту» видели?
—Вот «Ромео и Джульетту» я как раз не видел. Разве что на видео некоторые фрагменты, но спектакль на видео, считаю, это, как говорится, не есть предмет обсуждения. А что?
—Да ничего особенного, в общем-то, просто некоторые ваши коллеги и очень, и менее известные говорят, что эти постановки… испортили труппу.
—«Испортили» труппу? Я так не могу однозначно говорить. Вы понимаете, каждый опыт несет в себе и положительные, и отрицательные моменты. Иное дело, когда один опыт оказывается более позитивным в каком-то количественном, если можно так сказать, наполнении, а другой — наоборот, более негативным, в том же измерении. Но что я вижу, так это то, что стилистика Андрея Жолдака артистов-шевченковцев в некотором смысле раскрепостила, раскрыла их пластически. Да, конечно, есть и негатив: артисты потеряли на определенное время умение работать над словом и владеть этим умением: словом действия, психологического воздействия, в общем, словесного воздействия актера. Ну а с третьей стороны, и я могу отвечать за свои слова, они еще энергетически, может быть, открылись. То есть актеры открыли какие-то иные энергетические каналы воздействия и существования на сцене. Так что у меня нет однозначного ответа на этот вопрос тоже.
—Александр Аркадьевич, не сомневаюсь, и награду от руководства города, конечно, приятно было получить, и хорошие слова лестно было услышать. А попросить при этом ничего не хотелось?
—Вы понимаете, нельзя же лукавить, что получать награды неприятно. Конечно, приятно. Но для меня самым приятным стала не моя личная награда, а то, что наш театр, единственный, был отмечен в новой номинации «аншлаг сезона». Это действительно плод труда коллектива, и я очень благодарен всем работникам театра: и артистам, в первую очередь, и дирекции, и производственным цехам. Вы понимаете, мы же за полтора года выпустили четыре спектакля, при этом еще две сказки и спектакль на малой сцене. Так что в этом отношении хочется, даже не то что хочется, а считаю, нам необходимо эту энергию и этот драйв, который вкусили, продолжить. И в этом плане у меня нет секретов, для меня, во всяком случае, как сделать так, чтобы театр еще больше был любим своим зрителем.
—То есть просить даже через газету ничего не будете?
—Понимаете, театр всегда требует поддержки, но это организация такая, что поделаешь. И если мы посмотрим на историю мирового театра, то увидим, что, безусловно, всегда театры хорошие, подчеркиваю: хорошие, поддерживали меценаты или, как теперь говорят, спонсоры. Вот я сейчас смотрю на программку театра имени И. Франко и вижу: там такие мощные спонсоры — банки, успешные компании, причем их немало. В Донецком театре — я там много, работая, поставил спектаклей — такая же ситуация. Это отмечено и в программках, и в афишах и т. д. Конечно же, театр нуждается в поддержке, а успешный театр — тем более. Но он же своим спонсорам дает и определенный промоушен в социуме. Потому что, если мы говорим, что на наши спектакли в большой зал приходит большое количество людей — это ведь имеет значение. И сейчас о таком факте сказать не стыдно, наоборот, все чаще задолго до представления на окошке касс театра можно увидеть объявление: все билеты проданы. Поэтому хочется не пожаловаться и не попросить чего-то, а пригласить к сотрудничеству — спонсорству, меценатству — наших бизнесменов, банкиров и т. д. Поскольку сегодня мы с уверенностью можем сказать: Харьковская облгос-администрация и городской совет отмечают наш театр. Мы действительно заняли лидирующее положение и по количеству зрителей, посещающих наши зрительные залы, и по финансовым показателям, и по количеству премьер. Все это вместе должно двигаться вперед и вверх, дальше и дальше. Тем более что нынешний год у нас юбилейный, в нем несколько юбилеев. Первый — юбилей Леся Курбаса. Это событие мы недавно отметили своим новым спектаклем «Вітри «Березіля», в котором Степан Пасичник выступил как автор сценария, а осуществили мы вместе данную поэтическую постановку, получился такой спектакль-память, спектакль-посвящение. Он был очень хорошо принят публикой, оценен, и теперь мы ждем приглашения в Киев на Всеукраинское празднование, посвященное 125-летию со дня рождения Леся Степановича Курбаса. Также у нас в этом году 90-летие самого театра с Курбасовским названием «Березоль». Еще, вот именно сейчас мы начинаем гастрольные туры по нашим близлежащим городам, в прямом смысле нашего региона — Полтава, Сумы, в прошлом ведь все эти города относились к Харьковской губернии. И на дальнейшее у нас, конечно, есть еще определенные планы… И все эти поездки с лучшими спектаклями — наши по сути дела творческие отчеты, они тоже, естественно, требуют поддержки. Разумеется, мы благодарны за ту поддержку, которую нам уже оказала облгосадминистрация и лично Михаил Маркович Добкин. Под его патронатом осуществилась наша поездка в Киев для участия в Булгаковских днях. Мы показали спектакль «Зойкина квартира». И все это — факты нашей жизни нынешнего сезона! Конечно, мы ими гордимся.
—А если без ложной скромности: на ваш взгляд, кроме вас, кто-либо из харьковских коллег достоин такой же награды?
—Ой, ну это, мне кажется, не совсем корректный вопрос… Конечно, при том, что очень активно работаю сейчас в своем театре, в других, честно скажу, не все видел. Но, думаю, коллеги тоже стараются, и многие достойны похвалы. Хотя, повторяю, очень рад тому факту, что в новой номинации был отмечен именно наш коллектив.
—Вы случайно не знаете о том, что в бытность министром культуры Богдан Ступка предрекал светлое будущее антрепризному театру, а репертуарному — медленный, но верный, так сказать, закат? Полагаю, теперь Богдан Сильвестрович, будучи художественным руководителем театра имени И. Франко, так не думает, а, может быть, и вовсе забыл об этом своем высказывании. А что вы скажете о возможном ближайшем будущем украинского театра — репертуарного, антрепризного?
—Хороший вопрос. И рассуждать о нем можно было бы долго… А если коротко… Вот опять же Харьков и тут в первых, что называется, передовых рядах. Объясню, почему я так говорю. Считаю, что право на жизнь и благополучное существование имеет любая, так сказать, форма собственности театра. И именно Харьков это доказал. Ни в одном городе Украины нет столько пусть не антрепризных, но негосударственных или частных, назовите как хотите, театров наряду с государственными — национальными и академическими. Причем количество их растет и никто никому не мешает! Более того, они замечены, признаны и востребованы не только в Украине и даже имеют награды театральных фестивалей. Это говорит о жизнеспособности негосударственных театров? Разумеется. То же утверждение, существование по тем же правилам, думаю, можно отнести и к антрепризным коллективам. Пусть все будут, лишь бы сделанное нравилось людям по обе стороны рампы и этим самым приносило пользу.
—А необходимость существования творческих союзов, в частности Союза театральных деятелей, Союза кинематографистов, в государстве вы так же легко сумеете объяснить? Советник Президента Анна Герман выступила с предложением об их упразднении…
—Думаю, это неверно. Но опять же уверен, что среди советников, иных помощников руководителя государства обязательно найдутся знающие люди, профессионалы своего дела, которые выступят с достойными предложениями, обратившись к истории, в данном случае истории мирового театра. А в ней всегда были примеры различных творческих объединений: то союзы, то лиги, то профсоюзы, и не надо думать, что профсоюз — это только советский завком. Так и у нас, думаю, перемелется, перебродит и будет какая-либо новая, а может быть, и старая форма нашего родного Союза театральных деятелей Украины.
—Вы уже продумали, как будете отмечать 90-летие «Березиля» 31 марта?
—Конечно, в репертуаре марта у нас все продумано. Но хочу сказать, что, собственно, широкое празднование этого юбилея мы решили перенести на начало следующего театрального сезона, то есть на осень. Этот, скажем так, прием опять же из мировой практики. Всегда, когда в каком-либо театре возникает очень важное событие, празднование его стараются соотнести с наиболее результативным что ли периодом: чтоб и достойно подготовиться успеть, и гостей пригласить, да и спонсорам о себе лишний раз напомнить. Вот там уж будут и премьеры, и капустники, и иные сюрпризы. Возможно, мы запланируем ряд творческих встреч, экскурсий в театральный музей, что-то вроде «круглых столов» или вечеров, — уверен, многим захочется если не академическую лекцию о «Березиле» прослушать, то интересные факты из истории театра наверняка. В общем, все карты пока не буду раскрывать, скажу только, что мы постараемся и очень будем ждать нашего зрителя.
—Александр Аркадьевич, чего вам еще хочется услышать в поздравлении с профессиональными праздниками?
—Наверное, ничего нового: чтобы в театре все было хорошо. А для этого нужна всяческая поддержка.
—Значит, на этом и остановимся: вам — меценатов и благодарной публики, нам — хлеба и зрелищ, а театру «Березиль» — многая лета!