Метаморфозы на пятачке гримерки

21.04.2012 10:58   -
Автор:

Автор пьесы — современный японский драматург Кунио Симидзу. Постановщики — все известные и заслуженные лица — Оксана Стеценко (это ее режиссерский дебют в родных пенатах), сценограф Татьяна Медвидь, художник по свету Владимир Минаков.

Премьера «Актерской гримерной» произойдет накануне юбилея со дня основания сцены «Березіль». 7 мая исполнится четверть века с тех пор, как бывший репетиционный зал им. М. Заньковецкой, переоборудованный по последнему слову тогдашней техники, принял первых зрителей. В тот вечер шевченковцы представляли «Воронячий гай» А. Вампилова в постановке Александра Беляцкого. Спектакль с участием Леонида Тарабаринова, Агнессы Дaзвонарчук, Василия Высовня, Петра Рачинского навсегда остался в памяти. Помнится, В. Высовень в роли Лохова выходил на сцену с разухабистой песней: душа нараспашку, в руке авоська с позвякивающими в такт его неверных шагов пустыми бутылками… Словом, забулдыга. Но зрителей захватывало волной этой неприкрашенной жизни, в которой столько всего было стянуто в тугой узел —

и бесшабашная мужицкая удаль, и неизбывная тоска, и могучий ток незамутненной человечьей души… Сегодня малая сцена шевченковцев используется преимущественно для камерных, подобно «Воронячому гаю», постановок. К ним относится и «Акторська гримерна».
Помните у Шекспира: «Весь мир — театр, и люди в нем — актеры»? Очень собирательные в шекспировском понимании актеры А, В, С и D, а точнее — четыре безымянные актрисы разных судеб и характеров составляют своеобразную компанию в гримерке, ничем не отличающейся от подобных театральных помещений. На этом заставленном зеркалами и сценическими принадлежностями пятачке с зашторенными окнами все происходит как в жизни с неминуемыми в ней конфликтами. Только с существенной поправкой на неотступное желание каждой из актрис во что бы то ни стало сыграть именно свою роль.
Каждая из них загодя готовится к своему выходу на сцену, тщательно гримируется, повторяет реплики заветной роли, выкраивая для себя кривоничейное пространство, доступное только ей одной. И каждая верует: «в моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне». Пребывая в несмежных мирах, в реальности и в своем воображении, в сегодняшнем и в бесконечном, они так увлекаются своими образами, что в какие-то моменты мир и антимир напрочь смыкаются в их сознании как нечто неделимое. И по‑есенински будто восклицают их души: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..»
Выбрав «Акторську гримерну» К. Симидзу, лишенную временной конкретности происходящих в ней событий, пьесу метафорическую, пронизанную цитатами из драматургов-классиков (Чехов и тот же Шекспир) и в которой к тому же заметны некоторые черты, присущие традиционной японской драматургии, Оксана Стеценко уже тем самым совершила смелый поступок. Драма, созданная в 1977 году, не имеет сценической истории в Украине. Текст ее бесспорно современен и актуален, причем — сегодня, завтра и всегда, потому что проблемы человеческой личности и, в первую очередь, проблемы творческого порядка неисчерпаемы.
В программке спектакля зритель не найдет обозначения жанра, нет его и у драматурга. И не случайно. Комическое и трагическое, вспышки радости и грусти, чувство ожидаемого и неожиданного, испытываемые А, В, С и D, сродни тому, что ежедневно переживает каждый из нас. А финал спектакля — светлый, хотя и не без грустинки.
Зритель, пристрастный к японской экзотике, не найдет ничего из этого предполагаемого «набора» ни в костюмах, ни в сценографии или в музыкальном оформлении сцены, хотя в спектакле прозвучит музыка соотечественника драматурга — Джо Хисаиси. Нет нужды выдавать себя за японок и занятым в спектакле актрисам — Ларисе Луниной, Елене Приступ, Татьяне Гриник, Майе Струнниковой, Татьяне Турка, Оксане Черкашиной. В их числе — Оксана Стеценко, отнюдь не порывающая со своей первой профессией, и студентка третьего курса Национального университета искусств им. И. Котляревского Владлена Святаш. Руководитель постановки — художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Украины Александр Аркадин-Школьник. Двери «Гримерки» открыты, а чудесные метаморфозы в ней — гарантированы.