«Лаборатория театра»: танцевальный перформанс

18.11.2016 07:17   -
Автор:
Дом — тема многогранная. Это не просто крыша, окна и стены, оклеенные обоями. Это не мебель, вещи и ремонт. Дом — это люди, которые разделяют с нами пространство в несколько десятков квадратных метров… или гулкое одиночество… или свобода быть собой, укрывшись от внешнего мира.
Дом «Лаборатории Театрра» мне напомнил большую коммуналку в центре города, где проживает несколько поколений интеллигенции, той самой — настоящей, которая способна «отличить Гоголя от Гегеля и Бабеля от кабеля». Смотреть этот спектакль — это как приоткрывать двери комнат, за которыми своим чередом идёт жизнь.
Люди завтракают, моются в душе, ссорятся, ждут гостей, делают уборку или ремонт. В общем, всё то, что привыкли делать мы в стенах наших домов. Но как же у обитателей RUNДОМа получается тонко и органично. Во всём этом нет той самой бытовухи, которая заедает. Даже вечные, как египетские пирамиды, споры на тему «прибей полку» выглядят трогательно и нежно. Наверное, так и должно быть там, где живёт любовь.
И пусть вас не смущают слова «танцевальный перформанс». Этот спектакль не только о танце. Здесь всё сплелось воедино, вписываясь в канву сюжета, — и пластика тела, и актёрская игра, и светлые, немного щемящие тексты одной из участниц действа — перформера Алины Силиной:
«Приходите, но ничего не трогайте. Вытирайте ноги, мойте руки. Мой дом не для скуки, мой дом — невесомая крепость. Кость. Скелет для души. В ванной потоп, в спальне облака. Лежишь в Его ладонях, у самого Господа на руках. Отдыхай. Просто будь честным, чистым, выноси сор из избы, будь хозяином, заботься и поливай цветы».
А при чём тут инструкция, пароли к Wi-Fi и прочее — спросите вы. А всё дело в том, что изюминка спектакля — интерактив, позволяющий зрителю влиять на ход сюжета. Войдя в приложение через телефон, каждый может проголосовать за тот или иной вариант развития событий. Вариант, набравший большинство голосов, становится следующим ходом в этой игре.
И вот ты уже выбираешь, как герои будут завтракать, где делать ремонт и каким образом проводить свои выходные. Вот правда. Результат для зрителя зачастую оказывается очень неожиданным. Завтрак «глядя в глаза» еще можно предугадать, как завтрак тет-а-тет любящей пары. Хотя такое изысканное соблазнение, мастер-класс по которому показала Юлия Даниленко, подойдёт скорее для романтического ужина. Но кто сказал, что соблазну нет места за чашечкой утреннего кофе?
Но вот вариант задания «Никто не пришёл в гости» — «Ушла в загул» для меня оказался полной неожиданностью. Признаюсь, ожидала чего-то в духе «гуляй, шальная императрица». Но «загул» Ольги Дробыш оказался исповедью одинокой души, загулом вглубь себя, внутренним катарсисом.
Или задание «В душе» и выбранный зрителем вариант «Расчесывается». Ну, казалось бы, что можно выжать из расчесывания волос, и как вообще это можно станцевать? Оказалось, еще как можно!
Всех секретов спектакля открывать не буду, скажу только, что женской половине зала этот момент пришёлся очень даже по вкусу. И да, остальные варианты — «чистит зубы» и «моется», я бы тоже не отказалась посмотреть. Особенно после того, как исполнитель «соло в душе» Алексей Хазиев в обсуждении перформанса признался, что боялся именно варианта «помыться». А если еще прибавить к этому очередь из страждущих у дверей ванной, весьма натуралистично, но в то же время очень эстетично пританцовывающую, то вы поймёте, что всё это было по-настоящему интересно и очень отзывалось внутри на всё, что происходило в «стенах» RUNДОМа.
Всё — от первого до последнего движения, слова, взгляда — не отпускало внимание и закончилось так неожиданно, когда хотелось продолжения. Когда обитатели дома, который построила «Лаборатория Театрра», стали такими близкими и знакомыми, какими бывают соседи по лестничной клетке.
После спектакля мне захотелось задать несколько вопросов руководителю и хореографу театра Юлии Даниленко:
—Расскажите немного о Вашем театре.
«Лаборатория Театрра» — это харьковский театр современного танца. Создан в августе 2009 содружеством хореографа Юлии Даниленко и драматурга Киры Малининой. Со временем менялись участники театра — танцоры и актеры. Неизменным оставался руководитель. За 7 лет существования театра были сделаны спектакли и перформансы: «Желтым», «Белое тут, белое там», «Как в коже твоей», «Диалоги о любви», «Приближение», «Вещь», «Маленький Принц», «Туман», «Больше воздуха внутри». «Дом RUNдом» — последняя наша постановка, где зрители участвуют в выборе задач для перформеров.
—Как пришла идея сделать такой интерактив?
Давно думалось, как сделать так, чтобы зритель был более включен в процесс, не был пассивным. До сих пор у нас есть в менталитете, как мне кажется, такое: пойти в театр отдохнуть. Но театр не для этого. Функция искусства — задавать вопросы, привлекать внимание и бередить что-то внутри человека. Поэтому идея интерактива в этом — дать возможность зрителю немного влиять на процесс и быть более включенным. Чтобы зритель знал, что от него что-то зависит. Пока это в очень игровой форме, мы пробуем. Насколько удачно получается — не мне судить, потому что я внутри процесса.
—Юлия, как Вы считаете, насколько вообще украинский зритель готов воспринимать жанр перформанса?
Насколько готов — я не знаю. Мы делали несколько перформансов для «Гоголь Феста» (фестиваль современного искусства. — Прим. ред.) в Киеве. Это были «сайт специфик» — перформансы, которые готовились и проводились в специфических пространствах, не сценических. Они вроде очень удачно прошли. Но там были зрители фестивальные, которые специально шли на современное искусство и были к этому готовы. Но зрителю лучше ни к чему не готовиться — слушать, что внутри откликается, резонирует.
Ну, вот так. Если вы еще не знакомы с таким жанром искусства, как современный танец, то обязательно сделайте это. Дайте себе возможность прийти, посмотреть и составить своё мнение. Вы еще сможете попасть на перформанс «Дом RUNдом». Заряжайте свои телефоны и включайтесь в игру. И не забудьте выбрать вариант «помыться в душе» для Алексея Хазиева. Надо же узнать, почему он так его боится.
© Екатерина Чернова