«Казнить нельзя помиловать»

04.09.2012 17:02   -
Автор:

Спектакль по пьесе Г. Горина, которая стала шумным событием в «застойные» годы и снискала знаменитые интерпретации в СССР 70‑х годов, поставил режиссер театра заслуженный работник культуры Украины Анатолий Вецнер.

Что же привлекло театр в пьесе, написанной более сорока лет назад? Безусловно, Г. Горин — автор на все времена и уже принадлежит к сонму классиков. Тема «Герострата…» актуальна — каждый день бездарность, заурядность, понимая всю тщетность перещеголять талант, ревниво уничтожает его плоды и его самое, хотя бы такой ценой утверждая свою уникальность, значимость. Этому психологическому парадоксу и феномену с древности было дано имя нарицательное — слава Герострата. Ведь именно древнегреческий торговец, носящий это имя, в одну ночь сжег храм Артемиды, который зодчие возводили более ста лет. В древней истории Герострат стал символом исключительности, чудовищной дерзости, вызова богам и варварства. Г. Горин же, который, как известно, создавал нео‑мифологию, актуализируя легендарных и исторических героев (Мюнхгаузен, Тиль, Свифт…) подчеркнул именно современность Герострата. Если и была в преступнике Герострате одна нерядовая черта, так это его всеобъемлющая гордыня и своего рода карьеризм. Даже ценой своей смерти на казни, тщеславный житель Эфеса стремился добыть славу, переживающую века и тысячелетия, славы, сделающей его бессмертным. И вот тогда Горин вокликнул — «Забыть Герострата!».

Однако, мало взять качественную пьесу — ей нужно дать интерпретацию, обнаруживающую, каково видение ее режиссером в дне сегодняшнем. Спектакль А. Вецнера такого ответа не дал. Начнем с декораций и костюмов. У автора пьеса обозначена как «трагикомедия». Театр уточнил автора.., добавив к жанру прилагательное «фантастическая». Быть может, фантастическое режиссер увидел в том, что сюжет перетекает из столетия в столетие, с континента на континент, меняя атрибуты эпох, костюмы, расы. Не к этому ли подталкивал его автор, введя в пьесу такого персонажа, как Человек театра? И не получается ли из этого, что происходящее на сцене в 356 г. до н. э. весьма вероятно могло бы произойти и в наше время, да и происходит… В спектакле же Человек театра (заслуженный артист Украины Н. Воротняк) существует за своим письменным столом как будто в своем измерении, а история Герострата в воссозданных по историческим образцам багряных тогах и «золоте-бриллиантах» (художник по костюмам Е. Степанова) развертывается в другом. И связи между ними не больше связи, чем между ведущим костюмированного театрализованного концерта и номерами, которые он объявляет.
Ровным счетом ничего фантастического нет и в псевдоисторических колоннах декорации Ю. Тарасова. Кстати, в программке он назван художником-сценографом, а этого быть не может, как говорил в подобных случаях Булгаковский Воланд. Ибо сценография предполагает образный замысел пространства, а работа просто художника — исполнительская. То же, что мы видим на сцене в «Герострате…» — типичная иллюстрация, без всякого решения.
В принципе, мне могут возразить, что спектакль поставлен в традиционно повествовательном стиле театра Пушкина и режиссер не ставил себе целью удивлять, интриговать зрителя сценическими придумками, а главной его задачей было раскрыть автора. Но вот вопрос: если автор написал пьесу в жанре трагикомедии, то комедия предполагает пружинистый, а то и бешеный темпоритм, а трагедия — наличие протагониста, иными словами, кого-то, кому б на сцене хотелось сочувствовать. В спектакле театра им. А. Пушкина нет ни первого, ни второго. На роль главного героя в спектакле претендуют Герострат (органичный, темпераментный и, в общем, более‑менее убедительный В. Маркович), архонт Эфеса Клеон (народный артист Украины А. Кубанцев) и наместник персов (такой себе Понтий Пилат из Эфесса) Тиссаферн (в исполнении недавно перешедшего на сцену русского театра, а до того тридцать лет украшавшего собой труппу «березильцев», народного артиста Украины Юрия Головина). Из трех этих героев не хочется выбрать ни одного, хотя в профессиональной конкуренции лидирует Ю. Головин, наиболее театрально сочно и внятно донесший образ державного мужа-подкаблучника.
Говорить о недостатках премьерного спектакля можно с известными оговорками. При всех «но», еще одна «горинская» строчка в репертуаре пушкинцев (а тут давно и прочно прописались «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Шут Балакирев…», «Актер, король и Соломон» того же автора) наверняка принесет воспитанию труппы и окультуриванию зрителя больше пользы, чем кассовые и бездумные комедии Рея Куни. Ведь уже сам материал спектакля А. Вецнера дает пищу для ума и размышлений. Уверена, что любители исторических парадоксов, мастерски сдобренных Гориным художественным вымыслом, спектакль воспримут на «ура».
Но получается, как в той известной формуле: «Казнить нельзя помиловать». Все зависит от того, как посмотреть на премьеру. В новом спектакле отразились накапливавшиеся в театре годами проблемы. Сверхсильная воля его предыдущего руководителя не давала пробиться и утвердиться его потенциальным преемникам. Потому, так или иначе, «Герострат…» грешит неясностью режиссерской позиции. О чем спектакль, в чем связь с современностью? Если только лишь в том, что слава преступника не дорогого стоит, так это утверждение не вызывало сомнения и без спектакля в театре Пушкина.
Этот предъюбилейный сезон очень ответственен для всего театра и, в частности, назначенного в прошлом сезоне нового художественного руководителя театра народного артиста Украины Александра Васильева. От него зависит, каким театр придет в свой юбилейный год. Так как Васильев является ведущим актером труппы, яркой, харизматичной личностью, но никак не режиссером, то ему, в отличие от своего предшественника А. Барсегяна, предстоит перманентно решать вопрос приглашения режиссеров «со стороны» и, конечно же, востребовать те профессиональные силы, которые есть в коллективе. Две премьеры прошлого сезона дали удивительно разные результаты — спектакль «Тойбеле и ее демон» в постановке приглашенного из России именитого А. Михайлова оставил по себе впечатление недоумения. Так очевидно несостыковались модерновая пьеса Зингера, сценографические «эффекты» и «натуральная» школа игры пушкинских артистов! Премьера «Герострата…» в постановке А. Вецнера показала нам знакомый театр Пушкина, и, пожалуй, ничем не удивила. Не за горами на этой сцене премьеры известных в городе режиссеров — Александра Драчева и Феликса Чемеровского. Что ж, поживем — увидим.