Без знаков препинания…

12.11.2014 07:17   -
Автор:
Олег Иванович Борисов (настоящее имя — Альберт) родился 8 ноября 1929 года в городе Приволжске Ивановской области. Отец работал директором сельскохозяйственного техникума в Карабихе Ярославской области, где Олег Борисов жил в детстве, затем Борисовы переехали в Московскую область. Мама, Надежда Андреевна, была агрономом, а когда училась в сельхозтехникуме, играла в самодеятельности, в частности, Катерину в «Грозе».
В годы войны его отец Иван Степанович был начальником санитарного поезда, перенес контузию и много болел в послевоенное время. Сам Олег Борисов в годы войны работал трактористом, на сенокосилке. Школу Олег Борисов заканчивал в Москве.
Кстати, Альбертом мама назвала своего старшего сына в честь бельгийского наследного принца Альберта, который поразил ее воображение во время своего визита в Москву.
Но в детстве все звали его Аликом, а в школе-студии МХАТе стали звать Олегом, хотя по паспорту он всегда оставался Альбертом. Позже в дневнике артист набрасывает контуры другой судьбы для себя: «Albert Borisoff (тут бы пригодилось мое настоящее имя) родился в ХIХ веке, в имении под Парижем». Он не любил свое время, не любил нравы своей эпохи: «Сегодня ехал от дачи до театра на электричке. На любой станции — свалки мусора: обертки, бутылки. Удивительная нация, гадящая себе же под ноги. Если б разрешили открыть свое дело, сделал бы заводик по переработке мусора. Был бы процветающим человеком».
После окончания школы, вместе с компанией друзей Борисов решал, куда поступать — вначале все собрались в институт востоковедения, но подумав, что это скучно, решили поступать в школу-студию МХАТ. Приняли туда лишь Олега Борисова, который всегда вспоминал учебу как лучшее время жизни.
Киев
В 1951 году Олег Борисов окончил Школу-студию при МХАТ и стал актером Киевского русского драматического театра им. Леси Украинки. Почти сразу публика отметила и полюбила актера за яркое комедийное и сатирическое дарование. А тут еще в начале 60‑х годов вышла кинокомедия «За двумя зайцами», где Борисов блестяще сыграл мелкого прохвоста — свою первую заметную роль на экране…
В театре, конечно же, завидовали огромному киноуспеху актера. И придрались к первой накладке. Олег Борисов якобы без разрешения уехал в составе творческой делегации в Польшу (на самом деле было распоряжение Министерства культуры), подвел театр и был за это уволен. Из Киева в те годы уезжали лучшие: Павел Луспекаев, Кирилл Лавров, Олег Борисов. Остававшимся было все равно. А вот уехавшим… Когда в Ленинграде к Борисову пришел прощаться отправлявшийся в эмиграцию писатель Виктор Некрасов, они выпили за Киев. Правда, добавили — «только за флору!». Но Киев не отпускал Борисова всю жизнь. Артист вспоминал квартиру на бульваре Шевченко, театр, в котором проработал 12 лет, несравненную Бессарабку, Андреевский спуск и пирожки с мясом, от которых не то что пахло — чадило. Вспоминать это было и сладко, и горько одновременно.
Ленинград и Москва
С 1963 года Олег Борисов стал актером БДТ — ленинградского Большого драматического театра. Здесь он сыграл массу значительных ролей, окончательно стал знаменитостью, получил признание критики и даже власти. Однако сам он оставался всегда недовольным — и творчески, и чисто человечески. В театре его считали высокомерным: он сторонился актерских интриг и попоек, предпочитая одиночество. Наверное, поэтому один из его коллег так злобно отозвался о Борисове: «Человек — дерьмо, а артист хороший». Но эта характеристика несправедлива. Когда Борисову пришлось играть в спектакле «Три мешка сорной пшеницы» вместе с настоящей собакой, то именно он приезжал в театр рано утром, чтобы покормить и выгулять четвероногого артиста. Были у него и близкие друзья — актеры Павел Луспекаев и Ефим Копелян, писатель Виктор Некрасов, футболисты Валерий Лобановский и Олег Базилевич. Благодаря им Олег Борисов полюбил футбол, а они полюбили театр.
Конечно, театр — дело коллективное, и человек с характером индивидуалиста приживается там плохо. Вот и Олег Борисов после двадцати лет работы в БДТ перебирается в Москву — во МХАТ к Олегу Ефремову.
Поначалу все идет прекрасно: Борисов играет центральные роли, его работа в спектакле «Кроткая» по Ф. Достоевскому будоражит театральную Москву. Затем идут годы, когда у блестящего актера в театре фактически нет достойных его ролей.
И только кино и телевидение предоставляют интересных героев: Рафферти в одноименном телефильме о судьбе американского профсоюзного босса, Версилов в телесериале «Подросток» по роману Достоевского, маньяк-изобретатель Гарин в телефильме «Крах инженера Гарина», пират Сильвер в «Острове сокровищ», серьезные роли в картинах Вадима Абдрашитова и Алексея Германа…
В конце концов Олег Борисов оставил МХАТ и перешел в Центральный театр Советской Армии, где сыграл бенефис — главную роль в спектакле «Павел I» о трагической личности русского императора. Это был пик актерского мастерства Олега Борисова, вершина его творчества. Некоторое время затем он пытался создать собственный антрепризный театр, но тяжелая болезнь не позволила это сделать.

«Я не вправе сетовать на свою театральную судьбу. За 12 лет работы в Театре имени Леси Украинки мне довелось сыграть много интересных ролей, в том числе комедийных. И это хорошо: актер должен быть готов, должен уметь сыграть все, что предложит режиссер. В том же театре у меня были интересные и некомедийные роли — Петр в «Последних» Максима Горького, Часовников в «Океане» Александра Штейна, играл я и в розовских пьесах «В добрый час» и в «Поисках радости». А потом — ленинградский БДТ, где я встретился с другими театральными принципами, с другой режиссерской школой, с новыми прекрасными ролями, ни одна из которых не была похожа на другую, за что я несказанно благодарен Георгию Александровичу Товстоногову».
Олег Борисов

Семья
С Аллой Латынской Олег Борисов познакомился в Киеве, когда приехал работать в театр Леси Украинки. Ему тогда было 22 года, Алле, студентке первого курса — 18. Отец Аллы раньше был директором этого театра и она дружила с одной из актрис, у которой в гримерке Олег Борисов и увидел фото будущей жены и попросил познакомить с красивой киевлянкой. Поженились они в 1954 году. В 1956 году у Борисовых родился сын Юрий. Он окончил консерваторию, позже стал режиссером музыкального театра, а после и кинорежиссером. Снял телефильм «Бенефис несыгранных ролей» и кинокартину «Мне скучно, бес» с отцом в главной роли. Кстати, это последняя кинороль Олега Ивановича. Сам Юрий скончался в 2007 году.
«Мои настоящие друзья — это моя семья, мы всегда втроем, всегда вместе. В самые трудные минуты я выстоял и выжил благодаря семье. Жена — журналист по образованию, в Киеве работала на телевидении, я переехал к Товстоногову, она — на «Ленфильм». Создала телевизионное объединение. А когда переехала в Москву, настоял, чтобы оставила службу», — рассказывал в интервью актер.
Олег Борисов со своей супругой прожили счастливую жизнь, а на 37‑м году совместной жизни, незадолго до смерти Борисова, решили обвенчаться.
Алла Романовна рассказывала: «Вместе мы прожили 40 лет — легко, счастливо. Мы оба праздновали свои дни рождения в ноябре. Как-то на одной из телепередач Олег Иванович оказался рядом с Тамарой Глобой, и она очень удивилась, что мы, два Скорпиона, так дружно сошлись, ведь сочетание наше — очень редкое. Так что мы опровергли то, что наговаривают на Скорпионов! Он ухаживал за мной долго, 3 года. И день нашей свадьбы — 3 февраля стал для нас главным праздником. Мы всегда отмечали его только дома, как и вообще все торжества. Мои «фирменные» праздничные блюда всегда менялись, хотя муж был скромен и неприхотлив в еде: ему нравилось все, что я готовила. И когда дома бывали застолья, он больше общался с друзьями, чем закусывал. Он не придавал большого значения одежде и вещам. Для него надеть костюм с галстуком было проблемой: «Я же не Актер Актерыч», — ворчал он. Любил свитера, джинсы, куртки. А смокингом обзавелся, только когда стал читать в концертах…».

Олегу Борисову поставили памятник в Киеве, на Андреевском спуске — памятник цирюльнику Свириду Голохвастому. Артисту, который никогда не шел по главной улице, все больше плутал по закоулкам души, и никакой оркестр никогда его не сопровождал.

Мечты и надежды
Олег Борисов много работал на радио как чтец и постановщик радиоспектаклей. Также он писал дневники — 20 лет, начиная с 1974 года, он доверял бумаге самое сокровенное. Последние записи в нем сделал за две недели до смерти. Лишь пять лет спустя, накануне юбилейной даты — 8 ноября, когда актеру исполнилось бы 70, дневники Олега Борисова — книга «Без знаков препинания» — увидела свет. Название для нее он придумал сам.
Эту книгу, как написал в предисловии сын актера, Олег Иванович просил не публиковать в спешке: «Когда меня не станет, не спеши это публиковать. Пройдет энное количество лет, и ты увидишь, что устарело, — тогда с легкостью от этого избавляйся. А главное, помни: это должно быть интересно молодым актерам. В этом единственный смысл того, о чем я написал». Он много времени сидел за словарем Даля, и остановился на этом таком названии с объяснением: «Я хочу, чтобы одно вытекало из другого». Борисов очень надеялся, что это будет интересно молодым актерам.
Борисов мечтал иметь учеников, чтобы передать свои актерские секреты, но эта мечта, как и многие другие, осталась невоплощенной. Однажды ему предложили курс в Школе-студии МХАТ — Казахскую студию. Но Борисов отказался: он хотел сам набрать талантливых молодых людей, а ему предлагали заниматься с «целевыми» студентами.
Он хотел в одном из фильмов сыграть с Олегом Меньшиковым. А в начале 1994 года обратил внимание на фильм с Евгением Мироновым и предугадал появление нового таланта. Евгений Миронов позже озвучил дневники Олега Ивановича в телефильме «Пришельцам новым…». Это строка из стихотворения Тютчева, которое Олег читал на одном из вечеров в ЦДРИ. Тогда он остановился на этой самой фразе — забыл текст. Этот эпизод тоже вошел в картину.
Олег Борисов долгое время болел — диагноз «хронический лимфолейкоз» ему поставили еще в конце семидесятых. Но, несмотря на болезнь, продолжал активно сниматься и работать в театре, эти годы были для Борисова очень продуктивными.
Скончался актер 28 апреля 1994 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА