Главное — быть человеком

01.12.2014 07:53   -
Автор:
«Он был настоящим коммунистом», — говорят о нем те, кто его помнит. Сегодня для многих это звучит, как насмешка, как издевательство. На самом же деле в этой фразе нет никакого цинизма. В ней глубочайшее уважение и благодарность. Потому что Николай Матвеевич Гужва нес в себе образ коммуниста, созданный литературой и кинематографом. Он был добрым, честным, принципиальным, талантливым, чутким, он умел слушать и считал это главным качеством руководителя, он всегда приходил на помощь и на любой работе выкладывался до конца. Он считал, что таким должен быть настоящий коммунист и был настоящим коммунистом.
Николаю не исполнилось еще и шести, когда началась Великая Отечественная. Его отец, слесарь Харьковского тракторного завода Матвей Гужва, в первые же дни войны ушел на фронт и не вернулся. В тяжелые дни оккупации, где только ни довелось побывать с мамой и младшим братом, чтобы только выжить, чтобы дождаться победы. Война и горе сделали Николая не по годам взрослым. Он все чаще и чаще вспоминал прощальные слова отца: «Расти, Коля, может, заменишь меня на заводе».
Когда закончилась война, в 1947 году парень поступил в Харьковское специальное ремесленное училище № 4. Оттуда попал на практику на завод «Серп и молот». Тут он встретил людей, которые стали ему родными. Именно на этом первом рабочем месте его научили мастерству и человечности, искренности, трудолюбию и уважению к людям. Больше всего Николая привлекала на заводе ремонтно-инструментальная мастерская. Он попросил, чтобы его научили фрезеровать. Его поставили к станку, а по-скольку он был маленького роста, ему сделали специальную подставку. На ней он и работал. Стал своим человеком в ремонтно-инструментальной мастерской, а потом совсем перешел туда работать. Через три месяца из ученика превратился в самостоятельного работника.
Там на заводе Николай Гужва вступил в комсомол. Потом была служба в армии, возвращение на родной завод, учеба в школе рабочей молодежи, учеба в политехе без отрыва от производства. И, конечно же, главное в жизни решение — вступление в ряды КПСС.
Это сейчас Компартию обвиняют во всех смертных грехах, а в те годы именно коммунисты были запевалами всего нового и прогрессивного. Когда на заводе остро стал вопрос о повышении продуктивности труда, Николай Матвеевич выступил с новаторским, но достаточно опасным по тем временам предложением. Он поднял вопрос о том, что третья смена на заводе никогда не была и не может быть продуктивной. Нужно переходить на двухсменную работу. Гужву поддержали, и этот вопрос стал в центре внимания партийной организации второго механического цеха. Было принято решение производственные участки коренным образом реконструировать, демонтировать отдельные станки, установить новые автоматические линии и ликвидировать ручной труд. В результате цех стал одним из передовых на заводе. И это его кредо: во всем быть лучшим. Но его любили и уважали не только за успехи в труде, он заслужил уважение, прежде всего, своей человечностью, порядочностью, справедливостью, видением перспективы.

Николай Матвеевич Гужва
Родился 23 августа 1935 года в Харькове. После окончания учебы в ремесленном училище был направлен на завод «Серп и молот». Трудясь на производстве, совмещал работу с учебой в политехническом институте, который окончил в 1969 году.
Неоднократно избирался депутатом районного и городского советов.
На заводе он вырос от слесаря до зам. начальника цеха и секретаря парткома завода.
С 1979 по 1990 год — первый секретарь Московского райкома компартии Украины.
С 1969 по 1971 год — депутат Верховного Совета народных депутатов.
Награжден многими правительственными наградами. Ветеран труда.

На годы, когда Николай Матвеевич Гужва был первым секретарем Московского райкома Компартии Украины, пришлось интенсивное жилищное строительство района. Строился новый массив — Салтовское плато. Именно Гужва настоял на строительстве нового Дворца пионеров по проспекту Тракторостроителей. «Район огромный, молодой, в нем много детей, мы должны их увлечь, занять. Дети не должны быть предоставлены сами себе. Их нужно организовывать, воспитывать, заинтересовывать», — утверждал он. И ему пошли навстречу. Когда начинали рыть котлован, он приехал и лично поднял из него первую лопату земли.
С именем Николая Гужвы связано и строительство первых в Харькове продуктовых универсамов. Нет, идея, конечно, принадлежала не ему. А вот реализация… Он был человеком, которого ценили и уважали. Поэтому, когда от него поступала просьба помочь людьми или техникой, производственники не отказывали. «Я могу сказать, что он микрорайоны буквально поднимал из грязи, — рассказывает его друг Юрий Кроль, бывший председатель Московского районного совета. — Он сам ездил по стройкам, знал, где какой гвоздь нужно прибить, он поднимал все связи, для него не было задач, которые он бы не смог выполнить. Но, кроме того, он был еще и опытным дипломатом и тонким психологом. Вот такой пример. Идет бюро обкома партии. Обсуждается строительство новых микрорайонов в глубь Салтовки. Гужва встает и говорит: «Товарищи, что же вы делаете с районом? Как такой огромной территорией можно управлять? Давайте часть отдадим Киевскому району, тем более, что он рядом». Секретарь Киевского райкома сразу стал возражать. Но Гужва поступил мудро: «Хорошо, – говорит, – если в Киевском районе слабое руководство, и им с этим не справиться, то давайте нам, мы потянем». То есть он сыграл на амбициях руководителей. А кто такое стерпит? Конечно, они сразу же согласились взять часть территории себе. Так Салтовка была разделена на 2 района».
Именно по инициативе Николая Гужвы в свое время был создан музей Московского района, кстати, единственный музей района не только в Харькове, но и в Украине. Он собирал экспонаты, разговаривал с людьми, записывал их воспоминания и, будучи уже на пенсии, заведовал этим музеем.
«Это был уникальный, разносторонний, талантливый человек, он писал стихи и музыку, прекрасно пел, он был душой любой компании, а какой он был друг… Однажды он спас меня от увольнения, — рассказывает Юрий Кроль. — На меня завели уголовное дело, и председатель района настоятельно предложил мне уволиться. Сколько я ни объяснял, что моей вины нет, ничего не помогало. «Пиши заявление», — говорит, и все тут. Тогда я пошел к Гужве, все ему объяснил. И Гужва сказал: «Пока суд не состоялся, мы человека трогать не будем»». А дело потом закрыли. И Юрий Кроль пять лет проработал первым заместителем председателя Московского района, а потом двенадцать лет — председателем района. «Он был необычным руководителем, без басовито командных замашек. Николай Матвеевич не общался с людьми по принципу я начальник — ты дурак. Его самой главной чертой было умение слушать людей. Сейчас это не в моде. Никто никого не слушает. А он умел выслушать, понять, помочь. Он считал, что для начальника самое главное отнюдь не профессионализм. Профессией можно овладеть. Главное — умение выслушать. Быть человеком».
Когда стала разваливаться советская система, Гужва как-то вернулся со съезда и сказал: «Я ухожу с работы». В то время в районе было две главные руководящие должности – председатель районного совета и председатель райисполкома. Председатель райисполкома предложил ему выдвигаться по закрытому военному округу в депутаты райсовета. Потом бы райсовет избрал его председателем. Но Гужва поблагодарил и отказался. «Я на этот шаг не пойду, — твердо сказал он, — я коммунист, и в этой системе работать не буду». Он не был фанатиком, но свято верил в правильность коммунистических идей. И дело свое предать не смог.
До предела честный во всем, он сам доверял людям, и они ему доверяли. Как-то к нему обратился приятель. Он задумал снять художественный фильм, а денег на него не было. В трудные девяностые мало кто согласился бы выделить средства под такую затею. Но Гужва пообещал помочь. Он обратился к своему другу Анатолию Бугайцу, генеральному директору завода «Турбоатом», и тот под честное слово дал ему нужную сумму. Фильм не попал в число мировых шедевров, но в нем, между прочим, снялись Сергей Бондарчук, Олег Борисов, Владислав Дворжецкий и другие не менее известные актеры. Будет время, посмотрите, называется «Гроза над Русью». Кстати, деньги были возвращены в срок и все до копейки.
Чтобы объединить близких себе людей на основе общих интересов для возрождения прошлых традиций Николай Матвеевич организовал районное общество друзей — РОД. В уставе организации Гужва написал, если один из членов против принятия какого-либо решения, то решение не принимается. В РОД вошли ветераны партийного, советского, профсоюзного и комсомольского актива Московского района, независимо от их сегодняшней принадлежности к партиям, общественным и другим организациям, места работы и занимаемой должности.
Они встречаются, общаются, принимают активное участие в жизни Московского района.
3 декабря РОД соберется, чтобы вспомнить своего организатора, учителя, настоящего коммуниста Николая Матвеевич Гужву, 5 лет назад ушедшего из жизни. Когда-то он написал строки, которые могут стать эпиграфом к его биографии:
Я потомкам своим завещаю
И наследство свое отдаю —
Украину, которую знаю
И которую очень люблю.