Раритет ценою в 4 млн. евро

25.11.2013 09:20   -
Автор:
 «Харьковские известия» анонсировали эти знаменательные концерты: презентация скрипок во время мини-концерта в Арт-салоне «Слободская усадьба», а также полноценный концерт с участием раритетных инструментов в Органном зале Харьковской областной филармонии.
В Арт-салоне харьковским меценатам во время концерта скрипичной музыки организаторы презентовали проект создания в Украине Фонда раритетных музыкальных инструментов. Австрийское музыкальное агентство Марселя Рихтерса специально для этого события предоставило две уникальные скрипки выдающихся мастеров XVIII века — Джованни Гваданини и Джузеппе Гальяно, на которых попеременно сыграл харьковчанин, а ныне студент‑магистр австрийского Университета музыки Михаил Захаров. Фортепианное сопровождение предоставил известный в харьковских музыкальных кругах джазовый музыкант и композитор Сергей Давыдов.
Хоть и относительно небольшая концертная программа, предназначенная для узкого круга зрителей, никого не оставила равнодушным. И даже новички, не искушенные в музыкальной классике, могли уловить, понять и прочувствовать, что звучат действительно уникальные скрипки. Конечно, специалисты могут наполнить свои эмоции от концерта профессиональными терминами, но говоря простым языком: было феерично! Звуки, переливы, разноголосье, объемность не сравнимы ни с чем. Вот так звучит настоящая скрипка!

Случались с музыкантом и его скрипкой и курьезные случаи. Однажды в отеле Борис Исаакович попросил портье тщательно закрыть номер, поскольку «там осталась скрипка». На что портье с иронией заметил: «Ну, да! Страдивари, конечно?!»— «Да-да, разумеется!» — с улыбкой «подыграл» в ответ музыкант.


Своими впечатлениями от концерта-презентации поделился с журналистами почетный гость мероприятия, выдающийся австрийский скрипичный педагог украинского происхождения, он же педагог Михаила Захарова Борис Кушнир. К сожалению, в этот вечер зрителям не удалось услышать его скрипку — Антонио Страдивари, которую музыканту за выдающиеся заслуги предоставил в долговременное пользование Австрийский банк. Но увидеть-таки смогли все желающие.
—Борис Исаакович, как вам игра вашего ученика?
—Замечательно. В душе я даже гордился, что могу послушать такой прекрасный результат нашей совместной многолетней работы. Звук, техника, ансамбль с пианистом: все было прекрасно. Надеюсь, публика также осталась довольна.
—А звучание инструментов?
—Это чудо, когда мы слышим их! Каждая из этих скрипок обладает своими замечательными качествами, секретами своих мастеров-создателей.
—Борис Исаакович, а давно ли вы были в Харькове?
—Ммм… Думаю, лет 40 назад. Не меньше. Я был студентом Киевской музыкальной специальной школы до того, как уехал в Москву учиться, и выступал в Харькове на конкурсе. Как сейчас помню, играл концерт Хачатуряна. Это был один из самых запоминающихся для меня концертов.
—И как вам город спустя сорок лет?
—Знаете, я прогулялся по центру, очень красивый ухоженный город, много соборов, храмов, и люди мне показались очень приветливыми и приятными.
—На ваш взгляд, реально ли появление Фонда раритетных инструментов в Украине в столь непростое экономическое время?
—Думаю, что все зависит от знаний и осведомленности бизнесменов. Ведь это очень выгодный бизнес, поскольку цена раритетных инструментов с каждым годом только растет. Думаю, сегодняшний концерт — один из важных шагов в этом направлении. Харьков на правильном пути. Желаю удачи! Со своей стороны — всегда готов к сотрудничеству.

Когда-то Борис Кушнир был с концертом в Праге. Поезд, на который он должен был после этого ехать в Вену, опаздывал. Чешское концертное бюро-организатор снабдило музыканта двумя телохранителями, вооруженными автоматами. Всей этой компанией они ожидали прибытия поезда на перроне больше двух часов, при этом порождая бурные фантазии у насторожившихся вокруг людей, гадавших, что за вип-персона «этот парень со странным кейсом».


Стоимость скрипки Страдивари Бориса Кушнира — порядка 3–4 млн. евро. Сказать о том, что с этим инструментом нужно обходиться бережно, — ничего не сказать. Борис Исаакович пришел на харьковский концерт вместе со скрипкой, хотя играть не собирался. Упакован инструмент в дорогой чехол-кейс с кодовым замком. Демонстрируя любопытным журналистам и зрителям скрипку, Борис Исаакович вынул ее очень осторожно, при этом строго предупредил, что дотрагиваться до корпуса категорически нельзя. Даже ему!
«315 лет. Красавица! Я только платочком могу ее протереть, касаться можно только грифа и подбородника. Все. Иначе — портится лаковое покрытие. Это, как картина, настоящее произведение искусства. Все деревянные части оригинальны, и вы видите их в том виде, в каком изначально их создал автор».