Нескучная классика в Харьковской опере: Лебединая песня Николая Лысенко

05.04.2017 07:01   -
Автор:
Концерт открывал своеобразный «дайджест» самых известных и популярных оперных сочинений композитора — солисты оперной труппы в сопровождении концертмейстера Ольги Григорьевой исполнили избранные арии, песни и ансамбли из «Тараса Бульбы» и «Наталки Полтавки».
«Ноктюрн» стал настоящей кульминацией вечера. Произведению, написанному в 1912 году, суждено было стать лебединой песней композитора. Либретто оперы принадлежит перу талантливого драматурга Людмилы Старицкой-Черняховской, дочери классика украинской литературы Михаила Старицкого и племянницы самого Николая Лысенко. Композитор дал своему произведению подзаголовок «опера‑минутка», который подчеркивает его камерность. И, как заметила ведущая концерта Вера Мовчан, — хрупкий, изысканный «Ноктюрн» будто специально предназначен для небольшого, уютного зала салона «Маэстро».
В основе сюжета оперы — светлое воспоминание о прошлом, погружение в мир личностных переживаний и несбывшихся мечтаний, которые переплетаются с картинами природы. Время действия оперы — начало ХХ века, однако сюжет ее актуален и в наши дни. Это поэма о любви, которой не страшна смерть, наполненная аллегоричными персонажами, символизирующими разные стороны самого великого чувства на свете.
В постановке были заняты прекрасные артисты — лауреаты международных конкурсов, которые, несмотря на концертный формат, представили интересные актерские решения своих ролей. Сложную и выразительную партию фортепиано прекрасно исполнила одна из ведущих концертмейстеров театра Ольга Григорьева. Образы влюбленных Сверчков воплотили Наталья Матвеева (меццо-сопрано) и Вероника Шут (сопрано). Их стройный, поэтичный дуэт, сопровождаемый выразительным скрипичным соло (партия скрипки — Елена Шадрина), стал прекрасным воплощением заложенного в музыку символа трепетной и безмятежной первой любви. Роль роскошной Вакханки, образ которой символизирует любовь страстную и восторженную, ярко исполнила Вероника Коваль (меццо-сопрано). Образы Панночки и ее погибшего возлюбленного — Офицера, которые вспоминают о связывающем их глубоком чувстве и разлучившей трагедии, воплотили Юлия Антонова (сопрано) и Никита Маринчак (баритон). Их дуэт и трогательный, романтичный вальс символизировали верность и вечность подлинной любви, которой не страшны расставание и смерть.
Отметим и важную в драматургическом отношении роль служанки, которую убедительно воплотила артистка Карина Клементовская — свой развернутый разговорный монолог, олицетворяющий век практицизма, безвкусицы и презрения к романтической эпохе, она исполнила с той необходимой брутальностью, после которой поэтичное и эфемерное музыкальное полотно оперы заблистало ярким контрастом. Завершал оперу общий ансамбль солистов, в котором отразились тоска и светлая грусть о неотвратимом уходе романтической эпохи.
Концертное исполнение оперы было, без сомнения, успешным. Несмотря на камерный формат постановки, ее режиссер Анна Лисовая позаботилась о стройности драматургического воплощения, а художник Ирина Степнова — о стильном оформлении, которое, при своей несомненной условности, расставило в постановке верные акценты. Разумеется, при всех неоспоримых плюсах камерного зала салона «Маэстро», интересно было бы увидеть полноценную постановку «Ноктюрна» на большой сцене, в которой актерские работы были бы подчеркнуты ярким визуальным рядом, звучанием оркестра и выгодно оттенены танцевальными сценами.
Подготовила Виктория Богуславская