Ироничный философ

18.07.2014 08:50   -
Автор:
Родился Александр Ширвиндт в Москве 19 июля 1934 года.
Анатолий Густавович Ширвиндт — отец Александра, преподавал музыку, а точнее, игру на скрипке. Он был солистом в оркестре Большого театра. После был преподавателем в музыкальном техникуме имени Ярошевского. Мать Раиса Самойловна Ширвиндт была редактором Московской филармонии. По ее программам были составлены все концерты. В их число входили концерты для правительства. Александр свое детство проводил с бабушкой. Иными словами, маленький Саша воспитывался у нее. Его родители гастролировали с театром в воинских частях.
Начальную школу Александр Анатольевич окончил в Пермской области в городе Чердынь. Остальные школьные годы молодой Саша проводит в Москве. Он оканчивает школу № 110. Здесь учились только дети аристократов. В их число, например, входил Сергей Хрущев.
Однако в отличие от «руководящего отпрыска», который учился на «хорошо» и «отлично», Ширвиндт был двоечником. Сам он впоследствии вспоминал об этом следующим образом:
«Всякий раз, когда я находился на грани исключения, моя мама, редактор филармонии, звонила Сергею Яковлевичу Лемешеву или Ивану Семеновичу Козловскому и говорила: «Шурку опять выгоняют. Дорогой Иван Семенович, вы не могли бы выступить перед детьми?». После чего очередной праздник в нашей школе отмечался на таком высоком исполнительском уровне, что директорат всех других школ прямо-таки падал от зависти. А наша администрация понимала: выгнать меня невозможно — на горизонте уже следующее торжество.
Только в городе Чердынь, где я жил в эвакуации во время войны, меня поминают добрым словом. Я пошел там в первый класс, а спустя много лет узнал: оказывается, благодаря этому факту своей биографии в музее города Чердынь у меня есть целый «угол»…».
Александр учился также в музыкальной школе. И посещал еще одно заведение — школу бальных танцев при Доме ученых. Пребывание в ее стенах доставляло ему гораздо больше удовольствия, чем в двух предыдущих заведениях. Впрочем, любовь к танцам подогревалась у него чисто практическим интересом: школа № 110 была мужской и по большим праздникам в ней устраивались танцевальные вечера, на которые приходили девочки из соседней женской школы. Александр Ширвиндт на этих вечерах, что называется, блистал во всей своей красе.
Детские воспоминания будущего актера неразрывно связаны с театром. В доме Ширвиндтов частыми гостями были работники искусств, звезды эстрады: Дмитрий Журавлев, Рина Зеленая, Леонид Утесов. Все это подвигло Александра быть актером театра и кино.

Театральное

В 1952 году Александр Ширвиндт поступил в Театральное училище им. Б.В. Щукина. Учился в классе Веры Константиновны Львовой. Сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» А. Островского и «Ночь ошибок» Голдсмита.
Окончив училище с отличием, в 1956 году А. Ширвиндт был принят в Театр им. Ленинского комсомола, которым в то время руководили С. Гиацинтова и С. Бирман.
Дебютировал молодой актер в роли белого офицера в спектакле по пьесе Вс. Вишневского «Первая Конная», который поставил Б. Норд. Потом были работы в спектаклях «Товарищи-романтики» М. Соболя, «До свидания, мальчики!» Б. Балтера, «Колесо счастья»Тур, «Вам 22, старики!» Э. Радзинского…
Однако основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных А. Эфросом, который возглавил театр в 1964 году. Всего на сцене Театра им. Ленинского комсомола А. Ширвиндт сыграл более 30 ролей.
За время работы с А. Эфросом Александр Ширвиндт превратился в зрелого мастера. В 1968 году вслед за А. Эфросом он оказался в московском Драматическом театре на Малой Бронной, куда также перешли актеры М. Державин, Л. Круглый, Л. Каневский, О. Яковлева, Д. Дорлиак, А. Дмитриева, Л. Дуров, И. Кириченко, В. Лакирев. В театре на Малой Бронной Александр Ширвиндт проработал два года, сыграл в спектаклях «Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова, «Ромео и Джульетта» и других.

Эстрадное

Еще в студенческие годы Александр Ширвиндт занялся «капустниками». Позднее, работая в Театре им. Ленинского комсомола, он совместно с актерами М. Державиным, Л. Лосевым, А. Адоскиным, В. Богачевым, В. Ларионовым, Л. Сатановским, Э. Буровой, М. Менглет, Н. Палладиной начал организовывать и проводить такого рода творческие собрания в Доме актера. Они имели грандиозный успех у зрителей: спектакли шли по два раза в день, но зал все равно не мог вместить всех желающих. Каждая новая программа после премьеры в Москве обязательно показывалась в Ленинграде.
«Капустники» сразу же принесли Александру Ширвиндту признание публики.
Причем он был не только исполнителем и режиссером, но и автором (или соавтором) всех программ.
Особая любовь Ширвиндта — эстрада. Разговор со зрителем напрямую, без театральной сцены стал со временем необходимостью.
«Я мечтал о хороших аудиториях и о дер-зких репликах из зала, на которые я лихо, остроумно и броско отвечал бы с ходу», — признается А. Ширвиндт.
Как автор и режиссер он работал с Тарапунькой и Штепселем, Мировым и Новицким, Л. Утесовым, а позднее с Л. Шимеловым, Л. Ашрафовой, В. Винокуром, И. Олейниковым. Именно Александр Ширвиндт придумал популярный дуэт «Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична» (В. Тонков и Б. Владимиров), которые из милой зарисовки превратились в «национальных героинь», писал эстрадные монологи для актеров В. Марецкой, М. Пуговкина, В. Санаева и многих других.
На эстраде А. Ширвиндт работал с Михаилом Державиным, Андреем Мироновым. Дуэт с М. Державиным возник еще в Театре им. Ленинского комсомола во время подготовки «капустников». Многие их эстрадные зарисовки популярны и актуальны по сей день.

Киношное

Ширвиндт — актер интеллектуального юмора. Его яркий комедийный талант проявился и в кинематографе. Его дебютом в кино стала роль в фильме «Она вас любит» в 1956 году. В последующие годы он много и с успехом снимался. Всенародную славу ему принесли роли в фильмах «Приходите завтра», «Двенадцать стульев», «Мнимый больной», «Принцесса цирка», «Роковые яйца», «Сокровища кардинала Мазарини, или Возвращение мушкетеров»…
Большой успех у зрителей имело неподражаемое трио Александр Ширвиндт — Андрей Миронов — Михаил Державин в искрометной комедии «Трое в лодке, не считая собаки» (1979).
Но главной ролью Ширвиндта на тот момент была, конечно же, роль одного из друзей Жени Лукашина в комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Именно она сделала Ширвиндта актером всесоюзного масштаба. Помимо «Иронии судьбы…», Ширвиндт снялся еще в нескольких картинах Эльдара Рязанова. В «Вокзале для двоих» он сыграл Шурика, тапера в привокзальном ресторане, в драме «Забытая мелодия для флейты» — чиновника Мясоедова, в «Стариках-разбойниках» — референта министра.
Особенно плодотворно Александр Ширвиндт работал в кино в 80-е годы. Пожалуй, самой известной его работой была роль обаятельного афериста Леонидо Папагатто в сатирической комедии Всеволода Шиловского «Миллион в брачной корзине». Герой Ширвиндта ради получения денег создает комитет по оказанию материальной поддержки бедствующим семьям. Естественно, первой в списке становится его семья…
Среди других заметных работ Ширвиндта: Юрий Николаевич, директор туристического бюро в мелодраме «Отпуск за свой счет», Фиарелли в музыкальном фильме «Принцесса цирка», худрук в комедии «Серебряное ревю», Аркадий в мелодраме «Самая обаятельная и привлекательная», ведущий телепередачи в трагикомедии «Зимний вечер в Гаграх», Аркадий в комедии «Бабник», Тартаковский в комедии «Искусство жить в Одессе».
С середины 1990-х Ширвиндт мало снимается в кино, но он частый гость на телевидении и постоянный участник, а также создатель целого ряда программ. В качестве
автора и режиссера Александр Анатольевич много работал и на радио, а также принимал участие в озвучивании мультфильмов. Он также автор книг «Былое без дум» и «SHIRWINDT, стертый с лица земли».

«Сатирное»

С 1970 года и по настоящее время А. Ширвиндт работает в Московском театре сатиры, где сыграл более 30 ролей. Он поставил немало спектаклей как режиссер, а в декабре 2000 года назначен художественным руководителем этого прославленного театра.
Ушел он туда из театра на Малой Бронной. Его новым пристанищем стал Театр сатиры, куда его давно звали Михаил Державин и Андрей Миронов.
Первой ролью А. Ширвиндта в Театре сатиры стал граф Альмавива в знаменитой постановке В. Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1970). Эта роль — одна из лучших в репертуаре актера.
С первых дней работы в Театре сатиры Александр Ширвиндт начал заниматься режиссурой. В 1970 году он совместно с Марком Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой!» по пьесе М. Дьярфаша. Позднее он нередко выступал в качестве не только режиссера, но и автора или соавтора сценария.
Всего за время работы в Театре сатиры Александр Анатольевич поставил более 10 спектаклей, в том числе: «Маленькие комедии большого дома» (совместно с Андреем Мироновым, 1973), «Недоросль» (1978), «Ее превосходительство» (1979), «Страсти Черноморья» (1988), спектакль «Андрюша», написанный совместно с А. Аркановым (2001), «Слишком женатый таксист» (2003), «Швейк, или Гимн идиотизму» по Ярославу Гашеку (2004), «Женщины без границ» Ю. Полякова (2007).

Личное

Знакомство Александра Ширвиндта со своей будущей женой Наташей Белоусовой состоялось еще в начале 50-х под Москвой, в дачном поселке НИЛ, который основал ее дед в свою бытность главным архитектором Москвы.
По профессии Наталья Николаевна — тоже архитектор. По своим корням жена Александра Ширвиндта — столбовая дворянка. Ее род по матери восходит к знаменитому Семенову-Тян-Шанскому, предки по отцу — в старое московское купечество.
В 1965 году Александр Ширвиндт вместе с женой и сыном переехал в знаменитую высотку на Котельнической набережной, обменяв две комнаты в Скатертном и однокомнатную квартиру в «хрущевке» на трехкомнатную квартиру.
В 1958 году А. Ширвиндт стал отцом — родился сын, которого назвали Михаилом.
У Михаила Ширвиндта двое детей: сын Андрей (1981 г.р.), дочь Саша (1986 г.р.).
Александр Анатольевич увлекается рыбалкой, баскетболом, игрой на скрипке. Более 40 лет курит трубку, которая стала его непременным атрибутом.
В 1997 году Институт теоретической астрономии Российской академии наук присвоил одной из малых планет имя «Ширвиндт».
На вопрос: «Как вы к жизни вообще относитесь?» Александр Ширвиндт отвечает: «Пытаюсь воспринимать ее иронично-философски, понимая всю бренность нашего существования».
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА