Единственная в своем роде

20.07.2016 07:41   -
Автор:
Мирей Матье появилась на свет 22 июля 1946 года во французском городе Авиньон. Ее отец работал каменотесом, мама тянула на себе лямку скудного хозяйства: только представьте — в семье было четырнадцать детей! Музыка окружала Мирей с самого детства. Папа пел дома и в мастерской, а дочка была просто очарована его исполнением.
Как только раздавалось папино пение, она вторила ему, точно канарейка. Это приводило отца в восторг, и в конце концов он объявил, что Мирей будет участвовать в праздничном рождественском песнопении. Впервые девочка испытала истинное волнение и заслужила аплодисменты. А первым «гонораром» стал леденец, который протянул ей папа.
Но, кроме отца, у девочки был еще один кумир, песням которого она вторила, — Эдит Пиаф. Для Мирей она стала членом семьи. В школе девочка ничего не могла заучить наизусть, а вот все песни Эдит Пиаф запоминала сразу и без усилий.
Мирей была самой старшей из детей, и ее детство не затянулось: в тринадцать лет ей пришлось бросить школу, чтобы пойти работать на бумажную фабрику.
«Мне страшно повезло: я родилась настолько пронзительно бедной, что мне не оставалось в жизни ничего иного, как научиться много и хорошо работать», — так Матье прокомментировала поздний свой уход из школы в тринадцать лет. Она нашла работу склейщика конвертов и к учебе больше не возвращалась.
Казалось, ее жизнь будет такой же беспросветной и серой, как у сотен девушек из рабочих семей. Но все произошло как в сказке…
Поняв, что у дочери дар, папа Роже на последние деньги отправил Мирей участвовать в городском конкурсе юных талантов. В том конкурсе Мирей так и не победила, как и в последующем. Но год интенсивных занятий вокалом, которые Матье оплачивала деньгами, заработанными на фабрике, не прошел бесследно. 21 ноября 1965 года считается началом блестящей карьеры Мирей: в этот день Мими впервые выступила на французском телевидении и произвела фурор. Уже на следующий день знаменитый импресарио Джонни Старк подписал с нею контракт. К провинциальной простоватости Мирей очень подошла выбранная песня из репертуара «Великой простушки» Франции — Эдит Пиаф.

В 1978 году Мирей Матье была избрана прототипом национального символа Франции — Марианны. А в 1989 году на праздновании 100-летия Эйфелевой башни ей доверили исполнить гимн Франции — «Марсельезу» — в сопровождении оркестра Республиканской гвардии и хора французской армии. Именно это исполнение Марсельезы, которое показали практически все телеканалы мира, стало эталонным.
В личной коллекции певицы десятки престижных международных премий и государственных наград, в том числе орден Почeтного Легиона, вручeнный президентом Франции Жаком Шираком в 1999 году, и звание офицера ордена Почeтного Легиона, присвоенное королеве французского шансона президентом Франции Николя Саркози в 2011 году.

Дорога слез
Маститый шоумен был уже не в том возрасте, чтобы увлечься молоденькой красоткой, но его профессиональное чутье предвидело большой успех для этой протеже, а значит, немалую прибыль для ее первооткрывателя. И в 1965 году он прислал ей приглашение в Париж.
Спустя несколько дней Мирей предстала перед зрителями «Олимпии» — самого престижного концертного зала Франции. Впрочем, над юным бриллиантом пришлось еще немало потрудиться, чтобы она из фабричной девушки превратилась в эталон французского шарма, аристократизма и красоты. Невысокая, с угловатыми коленками и ужасающим раскатистым провансальским акцентом (от которого она так и не смогла избавиться), Мирей далеко не сразу покорила привередливую парижскую публику.
Джонни Старк, который стал ей в чужом Париже вторым отцом, дрессировал ее тогда нещадно. Девушка все глаза выплакала ночами: все, что она делала, было не так и не то. Она с детства была неуклюжей, вечно путала право и лево, к тому же глотала слова. Виной тому была школьная учительница, которая во что бы то ни стало хотела сделать из Мирей правшу (в ход шла даже линейка, удары которой Мирей часто ощущала на своих пальцах), но это только пугало девочку, от чего ухудшилась ее устная речь. Буквы в словах путались и «убегали» от нее. Поэтому Старк был скорее диктатором, чем добрым папочкой, так что путь к совершенству для будущей звезды смело можно назвать дорогой слез.
Мирей не довелось стать звездой в одночасье, «проснувшись знаменитой». Французскую публику она завоевывала медленно. Ее долго (и надо заметить справедливо) упрекали в необразованности и провинциальности. Однако Джонни Старк все же сотворил из нее Великую Певицу. Он знал: что бы ни случилось, она выстоит, потому что пение для нее — прежде всего. Джонни передал ее под опеку руководителя оркестра Поля Мориа, который учил ее не «завывать», как говорил Старк. Джонни утверждал, что неслыханный успех Мирей вряд ли был чудом — просто она любила и умела работать.
В 1966 году вышла первая пластинка Мирей «Мое кредо», которая разошлась огромным тиражом — 1 миллион 700 тысяч экземпляров. «Новая Пиаф», — твердили о ней критики. «Эдит Пиаф — мое божество, которому я поклоняюсь с детства, — сказала сама певица. — Но она неповторима и такой останется навсегда». Кредо Матье заключалось в том, что она не хотела никого копировать, шла от своей индивидуальности. Тогда стал формироваться ее сценический образ: элегантная, миниатюрная француженка, носит обувь 33‑го размера и одевается исключительно у мастера изысканной роскоши Кристиана Лакруа.
Свою популярность за рубежом Мирей тоже зарабатывала немалым трудом: изучала языки, чтобы на каждых гастролях за границей удивить публику национальной песней. Она пела на русском, финском, японском и китайском. Ее врожденную музыкальность тоже пришлось шлифовать и развивать.
…Джонни для Мирей стал всем: воспитателем, наставником, отцом. Не был только любовником. И, в конце концов, она избавилась от подражания Пиаф и стала «официальным голосом Франции». Смерть Старка в апреле 1989 года сильно подкосила Мирей. На какое-то время она прекратила выступления, но выпустила альбом в память о Джонни.
«Нет ничего дороже жизни. Я буду воспевать ее до последнего вздоха. И, как знать, быть может, моя песня переживет меня…» — говорит Мирей Матье.
Сегодня Мирей Матье продолжает свою творческую и гастрольную жизнь.
Личная жизнь
Миниатюрная француженка — ростом метр пятьдесят три сантиметра и весом в сорок пять килограмм. Неизменная дерзкая стрижка, любимая коралловая помада, ослепительная улыбка и уверенный взгляд — Мирей не могла быть не замеченной мужчинами.
О ее личной жизни в свое время ходили легенды: роскошная женщина всегда была окружена толпами поклонников. Однажды она даже едва не вышла замуж за французского предпринимателя. В 1983 году, за месяц до свадьбы, жених заявил Матье: «Пообещай, что после рождения ребенка ты бросишь работу!». Мирей тогда практически сбежала из-под венца — сцена была и остается ее единственной любовью.
Певица никогда не была замужем. Отвечая на каверзные вопросы о «жизни без мужчины», она вспоминает слова Папы Джо о том, что чудес не бывает, и всегда приходится делать выбор — любовь или карьера.
Мирей всегда была открыта журналистам, но сдержанна. Отточенное искусство общения позволяет ей мастерски подбирать каждое слово и деликатно уклоняться от щекотливых тем.
С большим удовольствием красавица Матье рассказывает о семье и своих пристрастиях. Певица обожает путешествия, лошадей, деревья, полевые цветы и красивые туфли. Предпочитает одеваться в классическом стиле.
Мирей не очень любит выходить из дома, но никогда не пропустит встречу с друзьями или поход в салон красоты.
Секретом своего успеха француженка считает искреннюю любовь к сцене и жесткий режим: она спит не меньше десяти часов в сутки, употребляет много рыбы, не загорает и не курит. Матье до сих пор помнит наизусть слова всех своих песен. Она постоянно напевает их, тренируя память.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА