Медведев: Никто не горит желанием давать Украине деньги. Главные тезисы

15.12.2014 15:50   -
Автор:

«Год назад, на исходе осени 2013 года, когда в Украине начался кризис, никто и представить не мог, к каким последствиям приведет этот «горький ноябрь» наших соседей. Всего год – и от той близкой нам страны, с которой мы дружили, торговали, куда ездили отдыхать и навещать родственников, остались только воспоминания. Мы в России переживаем эти события как свою боль», – приводится на сайте кабмина текст статьи, опубликованной в «Независимой газете».

Он отмечает, что после распада СССР все предприятия, включая газотранспортную систему, достались в наследство Украине.

«Кроме того, все долги СССР взяла на себя Россия. А Украина вошла в свою новую историю, не обремененная никакими долговыми выплатами. Вот почему в 1991 году стартовые условия для ее развития были одними из лучших на постсоветском пространстве», – отмечает Медведев.

Россия продолжала вкладывать в Украину деньги, «только для Украины были созданы исключительно льготные условия в энергетической сфере – такой энергетический эксклюзив». При этом «Украина стала последней республикой бывшего СССР, с которой Газпром перешел на рыночные отношения в газовой сфере».

Медведев подчеркивает, что «российская сторона никогда не использовала экономический фактор для решения каких-либо политических вопросов».

«Многие проблемы Украины начались именно в тот момент, когда киевское руководство – с очевидной подачи западных партнеров – стало говорить о необходимости уменьшения пресловутой зависимости от России», – указывает он.

По его словам, со стороны ЕС «Украине просто продиктовано, причем в деталях, все, что она обязана совершить едва ли не во всех областях жизни».

В Соглашении об ассоциации с ЕС – без вступления в ЕС – «устанавливается абсолютный приоритет европейских норм и директив над национальным законодательством, а заодно и над национальными интересами».

«С точки зрения экономического сотрудничества отношение ЕС к Украине больше похоже на неоколониализм. Украина нужна Европейскому союзу прежде всего как источник некоторых видов сырья. И, безусловно, – как рынок сбыта для европейских компаний», – считает Медведев.

Отмечается, что «волна европейского торгового «цунами» вынесет весь этот объем (товаров) на рынки стран Таможенного союза, что ухудшит условия бизнеса в рамках ТС».

«Конечно, мы не будем просто наблюдать за этим процессом, а примем ответные меры, результатом которых станет кардинальное снижение экспорта украинских товаров в Россию, Белоруссию и Казахстан. В этом случае потери Киева могут составить до 15 млрд долларов», – заявил Медведев.

Комментируя возможность Запада помочь Киеву, премьер указывает, что «никто не горит желанием давать Украине деньги даже на неотложные нужды. Европа в самом крайнем случае может выделить кредит на покрытие долга, вот-вот грозящего дефолтом. Экономика Европы сама с трудом выбирается из кризиса».

«Нынешнее украинское руководство не фокусирует внимание своего народа на «мелочах». Не говорит, что все стандартные обязательства кандидата в ЕС у Украины есть, а самого статуса кандидата – нет», – напоминает Медведев.

Указывается, что «соглашение об ассоциации с ЕС не содержит не только обязательств, но и упоминания о перспективах членства Украины в ЕС».

«В свое время Виктор Черномырдин на вопрос о том, когда же Украина станет членом ЕС, ответил: «После Турции». – «А когда станет Турция?» – «Никогда», – говорится в статье.

Но «даже новым украинским властям, пришедшим на смену Януковичу, становится очевидно – игнорировать позицию России нельзя».

Подчеркивается, что Россия «взяла на себя ответственность за налаживание жизни людей в Крыму, который на референдуме 16 марта вернулся в состав России. Это решение принято, и мы эту тему считаем закрытой».

«Я сильно сомневаюсь в способности киевских стратегов не только на бумаге, но и в жизни обнулить торгово-экономические связи между нашими странами», – пишет Медведев.

При этом Москва «с большой тревогой наблюдает за примерами ущемления имущественных прав российских компаний на территории Украины. Некоторые случаи вообще больше напоминают о «махновщине», чем о европейских ценностях».

Происходящее в Украине власти России расценивают как «настоящий рэкет».«И тот факт, что украинские силовики не защищают российских предпринимателей, дает право предположить, что это стало частью государственной политики», – пишет Медведев.

По его мнению, «у многих в Украине сейчас революционная эйфория. Кажется, что достаточно выкинуть на свалку истории века совместного прошлого, и все начнется с чистого листа. Жизнь станет комфортной и благополучной. Вот только лист этот будет грязным. На нем уже есть кровь».

«Однако государство Украина сделало свой выбор. И даже если наши соседи сейчас плохо представляют себе итоговую цену, которую придется заплатить, – это их право. Включая право на ошибку», – говорится в статье.

В Украине абсолютное падение ВВП на 7–9%, рост годовой инфляции в 20%, уменьшение золотовалютных резервов почти на 40%, повышение цен на коммунальные платежи в полтора-два раза, закрытие или фактическое банкротство крупных предприятий. Кроме того, над страной висит проблема внешнего долга, а к концу 2014 года он превысит объем ВВП. Видимо, нашим соседям предстоит пережить «вторые 90-е». Проблема дефолта, из которой может выйти непреходящая угроза социально-экономического коллапса Украины — это не выдумки «кремлевских» или каких-либо других политтехнологов.

С точки зрения экономического сотрудничества отношение ЕС к Украине больше похоже на неоколониализм. Под видом «по-европейски честной» конкуренции продавливались односторонние преимущества для европейских и тесно связанных с ними украинских компаний. Украина нужна Европейскому союзу прежде всего как источник некоторых видов сырья. В структуре внешней торговли Украины с ЕС подавляющая часть импорта приходится на товары конечного потребления (продовольствие, медикаменты, автомобили, электроника, бытовая техника и т.д.), а в экспорте преобладают сырьевые товары.

Значительная часть украинских предприятий на своем же рынке не выдержит конкуренции с европейскими товарами, которые хлынут на него при введении режима свободной торговли, поскольку по условиям Соглашения Украина почти полностью отменяет импортные пошлины. А что в этом случае произойдет с украинскими производителями – этого никто, похоже, не просчитывал.

Руководители Украины, говоря о «европейском выборе» в чем-то повторяют ошибку Януковича. Только с той разницей, что Янукович, осознав свой промах, нашел в себе силы попытаться приостановить этот процесс. Нынешнее украинское руководство не фокусирует внимание своего народа на «мелочах». Не говорит, что все стандартные обязательства кандидата в ЕС у Украины есть, а самого статуса кандидата – нет.

Киеву нужно присмотреться к опыту юго-западных соседей, которые все же вступили в ЕС: оценить, что изменилось с того времени в их экономике, увеличивался ли после этого их ВВП, насколько выросли или упали доходы населения и какова динамика безработицы. Самое главное — это понять, пришло к ним повышенное число иностранных инвестиций или их количество сократилось. Например, в Болгарии после вступления страны в ЕС в 2007 году за 6 лет безработица увеличилась с 6,9% до 11,8%. Поступления иностранных инвестиций снизились за тот же период почти в 9 раз (с 9,051 миллиардов евро до 1,092).

Киев не готов брать ответственность за восточные регионы, судя по последним шагам. Не готов настолько, что Донбасс и Луганск оказываются в экономической блокаде, которую своим же гражданам объявили их центральные власти. Неужели мало того, что по мирным гражданам стреляют их же соотечественники?

Мы слышим о том, что якобы Украина вообще готова отказаться от каких-либо торгово-экономических связей с Россией: свести их к минимуму или вообще к нулю. Например, украинское руководство при поддержке США настойчиво продвигало абсолютно нерыночный проект создания нефтепровода Одесса–Броды для сокращения транзита российской нефти через украинскую территорию. Много усилий было потрачено и на поиск альтернативных поставок природного газа, которые, конечно, развивают фантазию, но к реальности не имеют никакого отношения.

Я сильно сомневаюсь в способности киевских стратегов не только на бумаге, но и в жизни обнулить торгово-экономические связи между нашими странами. Хотя серьезный и даже тяжелый урон им нанести можно. Россия будет переживать из-за потерь, но экономически их переживет.

Мы заранее предупредили украинских партнеров: ухудшение наших отношений неизбежно в случае применения Соглашения об ассоциации Украины с ЕС в том виде, в каком оно подписано. По некоторым оценкам, украинская экономика будет ежегодно терять минимум 33 миллиардов долларов. Россия будет защищать интересы своих производителей и рынки.

Мы ожидаем, что выполнение Украиной обязательств по сближению своей нормативно-правовой базы с нормами Европейского союза приведет к резкому сокращению информационного обмена между нашими таможенными службами. Фактически речь пойдет о постепенном лишении суверенитета Украины в таможенном регулировании. Это существенно затруднит обмен между нами предварительной информацией, ослабит систему взаимного признания результатов таможенного контроля, что позволяет сейчас ускорять прохождение процедуры контроля на границе.

Желание украинских властей ввести визовый режим с Россией лишь укрепляет «стену» между странами. Кто-нибудь просчитывал, какие «дивиденды» вкупе с общим ухудшением отношений между двумя странами это может принести украинцам и украинской экономике?

Ущерб нанесет сокращение денежных переводов на родину от работающих в России украинцев. А на сегодняшний день только высококвалифицированных специалистов и тех, кто трудится с официальным разрешением на работу или с патентами, — почти 400 тыс. человек. Однако эксперты утверждают, что на сезонные работы в Россию приезжает около 6 млн украинцев. Возможные потери украинцев, если они лишатся заработка в России, оцениваются в 11–13 миллиардов долларов, то есть ни много ни мало — около 7% ВВП страны.

Лучший способ доказать, что мы в России уважали и уважаем Украину как суверенное государство, — это признание за ней права на сделанный выбор. Но Украине необходимо помнить, что любой выбор — это прежде всего большая ответственность. В сытом европейском будущем надо много работать, а не «скакать». Хотите жить «как в Европе» — научитесь платить по счетам. Для начала – по российским.