Репетиторы и система образования. Помощь или приговор? – газета «Харьковские известия»

13.08.2020 00:39   -
Автор:
Самым популярным предметом для индивидуальных занятий остается английский язык, также востребованы математика, украинский, немецкий, польский.
САМЫЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ ПРЕДМЕТЫ
По статистическим данным, в 2020 году с января по июль украинцы создали 12 500 заказов на услуги онлайн-репетиторов, что на 60 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост спроса объясняется закрытием школ изза карантина.
Средний чек (за час занятия всех репетиторов) составил 719 грн. Подготовка к ВНО — одна из самых популярных услуг. С закрытием школ родители ищут учителей, дающих уроки онлайн.
У репетиторов иностранных языков — +1129 заказов. Это лишь на 4 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя цена одного занятия стартует от 200 грн. Среди всех онлайн-преподавателей репетиторы по иностранному языку наиболее оплачиваемые. Средний чек — 888 гривен.
Почему так отличается среднее предложение (200—250) от среднего чека (719—888)? Можно с большой долей вероятности предположить, что здесь срабатывает хорошо известный эффект маркетинга: сначала реклама, которая призвана поощрить клиента к общению, а затем — конкретная договоренность, предусматривающая всевозможные «накрутки».
Ирина ЕГОРЧЕНКО, старший научный сотрудник института математики НАНУ, прогнозирует, что после карантина больше родителей будут переводить детей на частное дистанционное образование и обращаться к репетиторам, осознав, что качество обучения в «обычных» школах низкое в любом режиме — офлайн или онлайн. «Сейчас именно репетиторство — единственное, что хоть как-то обеспечивает качество образования для тех, у кого нет нескольких тысяч долларов в месяц на качественную частную школу. Хотя и ученики специализированных школ сейчас массово берут репетиторов по профильным предметам», — считает ученый.
ЧТО-ТО НЕ ТАК С СИСТЕМОЙ
Казалось бы, качественная система образования должна быть такой, чтобы выпускники учебных заведений не нуждались в подтягивании репетиторами. По крайней мере, те, кто учатся на «отлично» или «хорошо». Но в реальности именно те ученики, которые хорошо учатся, стараются еще больше подтянуть свои знания. Эксперт образовательного направления Института будущего Николай СКИБА говорит, что, по сути, необходимость обращаться к репетиторам — это приговор отечественной системе образования. «С каждым годом растет количество репетиторов, это означает, что на них есть спрос, а значит — школа не справляется с теми задачами, которые на нее возложены. Система образования построена так, что ученикам в голове постоянно нужно держать исторические даты, формулы без привязки к реальным потребностям жизни. Время учеников уходит на то, чтобы обслуживать эту свою «базу данных». Почему не сделать экзамены такими, чтобы они готовили к продолжению обучения, при трудоустройстве и в других сферах жизни? Программа построена так, что ее усвоение противоречит здоровым человеческим инстинктам. А это оборачивается стрессовыми расстройствами, перегрузкой нервной системы и т. д.», — отмечает эксперт. Он добавляет, что молодые люди очень быстро осваивают то, что им действительно интересно — соцсети, видеоигры и держат в голове десятки имен популярных блогеров, названия и обложки игр, составляют многоходовые стратегии достижения успеха. «Такой же принцип должен быть перенесен в образование», — подытожил Николай Скиба.
Маричка АРТЫШ, основательница школы профессионального и личностного развития для подростков Life & Work School схожего мнения. «Без желания учиться никакое репетиторство не поможет, больше того — оно искажает представление ребенка о самой учебе и личной ответственности за ее результат. Если задача школьного образования — формировать характер и давать знания, то репетиторство здесь совсем не подходит», — говорит Маричка Артыш. Она делится своим опытом, как в ее семье подходили к образованию: «У нас было двое выпускников, дочь оканчивала школу в 2011 году, сын — в 2020-м. Оба были «середнячки» на уровне гимназии — в обычной школе уровень был бы «выше среднего», но учились без репетиторов. В результате старшая в 11-м классе поняла, чего она хочет, и так самоотверженно готовилась, что самостоятельно сдала ВНО на 199 и 198. А сын ВНО фактически «провалил». И это было для него лучшим жизненным уроком! Он испугался и, надеюсь, все-таки осознал, что жизнь не «халява», как он себе представлял, и начал «искать себя». И сейчас самостоятельно подбирает направление, в котором хотел бы практически попробовать себя».
New York Times опубликовал занятный текст с основным тезисом: потребление цифровых услуг — это признак бедности. Мы говорим цифровая экономика, а подразумеваем экономика услуг для бедняков.
Вы бедный, если ваш врач консультирует вас по интернету, а не в ходе личной встречи.
Бедный, если ваши дети учатся онлайн, а не у офлайновых преподавателей.
Бедный, если покупаете товары онлайн, а не в красивом магазине в центре города.
Для бедных существует гигантский рынок сексуальных услуг онлайн, на котором жители третьего мира продают эротические фантазии бедным гражданам мира первого, которые в состоянии потратить на это лишние десять долларов.
Тот факт, что богатые предпочитают старомодных тьюторов, личных тренеров и поваров, а не Coursera или доставку еды через смарфтон, ни для кого не секрет. Но автор статьи Нелли Боулерз идет дальше и заявляет, что происходит «люксеризация» человеческих отношений.
Если вы по-прежнему получаете услуги от живых людей или имеете возможность общаться с ними, значит, скорее всего, вы представитель новой элиты, престижное потребление которой заключается в отказе от цифровых услуг в пользу офлайновых
. Бедные покупают в кредит Айфон, богатые отказываются от смартфонов. Бедные стараются сделать так, чтобы их дети умели пользоваться компьютерами, богатые предлагают своим наследникам частные школы, где обучение строится на общении между людьми. Жизнь, проведенная перед экраном, теперь есть признак вашей неуспешности в жизни.
Если о том, что вы умираете, вам сообщит компьютерная программа, это значит, что вы умираете как бедняк в цифровой экономике.
У богатых общение с людьми — жизнь без телефона в течение дня, выход из социальных сетей и отсутствие ответа на электронную почту — стало символом статуса.
Все это привело к любопытной новой реальности: человеческий контакт становится элитным продуктом.
Поскольку в жизни бедных появляется все больше экранов, они исчезают из жизни богатых. Чем вы богаче, тем больше вы тратите, чтобы быть за кадром.
Мы кто?
В стране работает программа Новой украинской школы, принятая к действию Министерством образования Украины на ближайшие годы. Все новое, естественно, требует адаптации, поэтому на уровне правительства пока выбрали несколько школ по всей стране, которые в качестве эксперимента начали обучение по новой программе. Среди них — Харьковская гимназия № 12.
— Мы не брали школы, которые у всех на слуху. А выбрали ту, где очень хороший кадровый потенциал и где хотят в этом участвовать. Директор гимназии — сама учитель младших классов, которая глубоко разбирается и постоянно изучает эту тему. Там специалисты высочайшего уровня, прекрасные учителя начальной школы, — отметила директор Департамента образования Харьковского городского совета Ольга Деменко.
По ее словам, для всех школ прошедшие два года стали временем подготовки к вхождению в Новую украинскую школу. Все учителя младших классов прошли бесплатную переподготовку в Харьковской академии последипломного образования.
«Другая проблема в том, что сегодня в школьных и дошкольных учреждениях Харькова работает более 13 тысячи педагогов», — продолжила Ольга Деменко. — Казалось бы, огромная армия. Однако учителей и воспитателей не хватает. Несмотря на то что в Харькове есть старейшие средние и высшие учебные заведения педагогического профиля и ежегодно сотни молодых специалистов получают дипломы. И это все не может не сказаться на качестве образования».