Женщина с шармом

26.02.2014 09:38   -
Автор:
Татьяна Григорьевна Васильева (в девичестве — Ицыкович) родилась 28 февраля 1947 года, в Ленинграде. Ее родители (отец родом из-под Пскова, мать — из Петербурга) познакомились в институте, где учились на экономическом факультете.
Когда началась война, отец Татьяны в числе первых добровольцев ушел на фронт. Вернувшись домой, весь искалеченный, занялся поисками работы. Однако устроиться по своей основной специальности (экономиста) оказалось непросто, «мешала» национальность. Он обошел не один десяток учреждений, но везде получал отказ. Пришлось идти слесарем на завод. Жена Григория вела домашнее хозяйство и воспитывала двоих дочерей (Татьяна была младшей). Жила семья Ицыкович в коммунальной квартире «у Пяти углов» (в квартире было сорок комнат, две из которых принадлежали им). Коридор был таким огромным, что маленькая Таня боялась по нему ходить. В ванную и туалет всегда была очередь, причем в первую, из-за существующего негласного правила «евреи моются позже всех», Ицыковичи попадали последними.

Народная артистка России (1992). Премия «Ника» в номинации «Лучшая актриса» (1992). Приз за женскую роль на фестивале «Кинотавр» (1993).

Наперекор родительским желаниям

В детстве Таня мечтала стать сначала балериной, а затем драматической актрисой. Впрочем, любовь к искусству она переняла от родителей, людей творческих и очень одаренных. В студенческие годы они играли в самодеятельном театре, при этом отец имел амплуа комика, а мама — героини. Однако все это рассматривалось, скорее, как баловство, мысли всерьез посвятить себя искусству никогда не возникало. Не хотели они и того, чтобы их дети избрали своей профессией сцену. Но судьбе было угодно распорядиться иначе. Зная, что родители не одобрят ее выбора, Татьяна после окончания школы в 1964 году тайком от них отправилась в Москву и подала документы во все творческие вузы. И самое удивительное — была принята во все, в том числе и во ВГИК. «Вообще в детстве родители никуда меня не отпускали из дома, постоянно контролировали, следили, беспокоясь, как бы чего ни случилось, — вспоминает Татьяна Васильева. — К тому же, училась я в школе неважно, поэтому посещение всяких там кружков было под запретом. Однако я все равно умудрялась заниматься и в театральной, и в литературной студии одновременно». Поступив в Школу-студию МХАТ (мастерская В. Маркова, В. Богомолова, Е. Морез), Татьяна дала родителям телеграмму. Отец тут же отправился в Москву к ректору — он решил забрать документы дочери, считая, что актриса — это не профессия. Ректор все же уговорил его оставить дочь и дать ей возможность доучиться.

Кинематографическая премия «НИКА» в номинации «Лучшая женская роль» за роль в фильме «Увидеть Париж и умереть» (1992). Премия фестиваля «Кинотавр» в номинации «Лучшая женская роль» за роль в фильме «Увидеть Париж и умереть» (1993)
• Премия «Кумир» в номинации «Лучшая актриса» за роль Дульсинеи в спектакле «…С приветом, Дон-Кихот!» (1997)
• Названа исполнительницей «Лучшей женской роли в художественном фильме / телесериале» в номинациях «Киноитоги 2011 года. Лица» за роль в телесериале «Закрытая школа» по итогам зрительского голосования на сайте радиостанции «Эхо Москвы» (2012).

А если это любовь?

Время учебы в студии изменило и личную жизнь Татьяны: на курсе она познакомилась со студентом Анатолием Васильевым (родился 6 ноября 1946 года в Нижнем Тагиле) и безумно в него влюбилась. Однако тот долгое время не обращал на нее особого внимания, и тогда она поставила перед собой цель — влюбить его в себя. С этого момента Татьяна стала буквально преследовать Васильева везде, где бы он ни появлялся, караулила его даже по ночам, выведывая, куда он ездил и с кем вернулся в общежитие. Против такого натиска не смог бы устоять даже искушенный в жизни мужчина, тем более молоденький студент, каким в те годы был Анатолий Васильев. Вскоре они начали встречаться, а затем, чтобы поскорее получить отдельную комнату, решили расписаться. Причем это сделали не в Москве, а в Брянске, где тогда жили родители Васильева. Церемония выглядела очень скромно: на невесте не было подвенечного платья, а праздничный стол был по-студенчески скуден. А тут еще невеста, вставая из-за стола, умудрилась опрокинуть его со всем содержимым на пол. У кого-то из гостей вырвалась фраза: «Это не к добру», однако на эти слова никто тогда не обратил внимания. И, как выяснилось позже, напрасно. Союз с первым мужем оказался недолгим. От брака с ним у нее осталась фамилия и сын Филипп.

Первый супруг — Анатолий Васильев, актер. Второй супруг — Георгий Мартиросян, актер. Сын — Филипп Васильев, актер. Дочь — Елизавета Мартиросян, актриса. Невестка — Анастасия Васильева (Бегунова), актриса. Внуки (дети Филиппа и Анастасии) — Иван и Григорий. Внук (сын дочери Елизаветы) — Адам (11.04.2011).

«Путевка» в большое кино

В 1971 году актриса впервые снялась в кино в детском фильме «Всмотритесь в это лицо». Единственной заметной работой Васильевой в 70‑е годы стала роль Энни в телевизионной комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975). Однако это была не та роль, которая могла дать актрисе «путевку» в большое кино. Первой настоящей удачей стала Дуэнья в одноименном телефильме 1979 года. Славу закрепила комедия «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), где Васильева сыграла роль всезнающей Сусанны. Другие роли тех лет: Наташа в сатирической новелле «Сто грамм для храбрости», Элеонора в комедии «Вечерний лабиринт», Фрекен Розенблюм в сказке «Пеппи – Длинный Чулок», Туанетта в телевизионной комедии «Мнимый больной», Офелия в мелодраме «Салон красоты».

Борьба с комплексами

Сама актриса говорит, что долго сражалась со своими комплексами, постоянно переживала по поводу своей не совсем подходящей внешности, казалась себе этакой неуклюжей дылдой. Но затем все изменилось: «В один прекрасный момент вдруг почувствовала, что завладеваю зрителем, умею держать его внимание — значит, прекрасна. И комплексы улетучились как бы сами собой… А какое это потрясающее ощущение, когда понимаешь, что зрители заворожены тобою! Иногда в спектакле наступает такой момент, что ловится каждое твое слово. А если еще почувствуешь, что «взяла» зал, то можешь держать паузу минуту, а то и больше. И зрители будут сидеть, затаив дыхание столько, сколько я захочу».
В Театре сатиры Татьяна Васильева познакомилась с актером Георгием Мартиросяном, который пришел в театр в 1980 году. Они вместе играли в спектакле «Гнездо глухаря». «Спектакль имел успех, а у нас появилась какая-то вольтова дуга — прямо искры летели. И когда я предложил Тане выйти замуж, она согласилась, хотя была замужем за актером Анатолием Васильевым», — вспоминает Мартиросян.
В 1983 году Татьяна Васильева перешла в театр им. Маяковского. К тому времени она рассталась с Анатолием Васильевым и вышла замуж за Мартиросяна. В 1986 году у них родилась дочь Лиза. Но и этот брак оказался неудачным — в 1995 году Васильева и Мартиросян развелись. Татьяна Григорьевна утверждает: «Знаете, я любовь представляю себе иначе. А так, как это было у меня, — это к любви мало имело отношения. О женщине нужно заботиться просто как о близком человеке, которого ты боишься лишиться… Вот этого я никогда не ощущала, что меня боятся потерять. Всегда было ощущение, что если меня не будет, то и хорошо».

Ох, уж эти 90‑е!

В кино 90‑е годы принесли Татьяне Васильевой множество ролей. Причем, не все работы актрисы в кино можно назвать достойными ее таланта. От многих из них можно было бы и отказаться. Актриса засветилась в большом количестве комедий, довольно низкого уровня: «Болотная Street или Лекарство против секса», «Бабник-2», «Большой капкан, или Соло для кошки при полной Луне», «Хочу в Америку», «Жених из Майами» и многих других.
Но были в те годы и удачные роли (которых, откровенно скажем, было меньше). Так в 1992 году в драме «Увидеть Париж и умереть» Васильева сыграла мужественную и энергичную женщину Елену Орехову, пережившую сталинские репрессии и лагеря, которая живет в коммунальной квартире и мечтает отправить сына, талантливого пианиста, в Париж. За эту роль она получила приз «Ника» и премию «Кинотавра».
С 1990‑х Васильева играла помимо театра им. Маяковского также и в других театрах (Клитемнестра в спектакле Петера Штайна «Орестея», 1993; Ирина Николаевна в спектакле Иосифа Райхельгауза «Чайка», 1998).

Нашла коса на камень

Позже актриса ушла из театра им. Маяковского, а точнее была уволена за прогулы. Васильева вспоминает: «Нашла, как говорится, коса на камень: я задерживалась на съемках и не успевала к спектаклю, где играла одну из главных ролей, а администрация театра не пожелала пойти мне навстречу и произвести замену спектакля».
В настоящее время Васильева официально числится в театре «Школа современной пьесы». На самом деле она успевает выступать как в этом театре, так и во многих антрепризах. В последнее время ее почти не бывает в Москве: постоянные гастроли, в основном дальние — Сибирь, Север, Дальний Восток.
В кино Татьяна Васильева последние годы снимается часто. Одной из ее работ после нескольких лет перерыва стала роль театрального критика в сериале «За кулисами» (2002).
Всего на счету актрисы более ста десяти ролей в кино и более восьмидесяти в театре.
Подготовила Татьяна АДАМОВИЧ