Театр меняется, но высокий камертон остается

24.03.2014 09:09   -
Автор:

Сквозь запах кислой капусты

—Александр Иванович, если оглянуться, что было 40 лет назад в вашей жизни, в том числе театральной?
—О, это было все очень интересно и даже порой смешно! Я окончил Украинский заочный политехнический институт. Параллельно с учебой писал статьи в различные газеты о нашем Харьковском оперном театре, который очень любил и люблю. Также окончил, что называется для души, музыкальное училище как хормейстер. Моим вторым «университетом» была и Харьковская филармония, которая тогда располагалась в очень небольшом зале на Сумской. Помню, на первом этаже этого здания был овощной магазин, мимо него всегда приходилось проходить, чтобы попасть в филармонию. Там почти всегда неприятно пахло кислой капустой. Но, когда в зале этажом выше слушал выступавших великих музыкантов, все забывалось. В жизни всегда рядом возвышенное и земное. Благодаря этим концертам можно было действительно получать музыкальную выучку и бесценный опыт общения с классикой.
Когда пришло время окончательно выбирать, где работать, решил попробовать себя в Театре оперы и балета. В меня поверили, и вот так, на целых 40 лет я здесь и задержался.
—Можно сказать, вы были прямым свидетелем всех перемен за это время в театре. Как это было?
—Знаете, однажды великий певец Иван Семенович Козловский подарил театру вот этот венок (показывает на стену, где висит заметно потемневший венок из колосьев пшеницы) и написал примерно такое пожелание: «В театре все меняется — цвет стен, интерьер и прочее, — но самое главное, что остается, — это высокий камертон». То есть верность высоким традициям, идеалам и т. д. Я всегда убеждался, что в нашем театре были и есть, слава богу, люди, которые все эти традиции сохраняют и поддерживают. Но, конечно, нельзя отрицать и тот факт, что сейчас совершенно другая эпоха. Радует, что существует преемственность поколений. Сегодня в наш театр приходит много молодых талантливых артистов. За ними — будущее.

26 марта в 18.00 в Большом зале ХНАТОБа состоится Променад-концерт. Ведущий — Александр Чепалов. В программе вечера: отрывки из опер «Пиковая дама» и «Князь Игорь». Участвует вся труппа театра (оркестр, солисты оперы, хор, балет).

Успеть до 14-ти!

—Как изменился и изменился ли зритель?
—Думаю, та волна поп‑музыки и других явлений массовой культуры, которую мы сейчас наблюдаем, конечно же, повлияла, прежде всего, на восприятие оперы. Неподготовленному зрителю, к большому сожалению, зачастую уже очень сложно воспринимать этот вид искусства. Больший интерес, к примеру, у молодежи вызывает все-таки балет, где больше элементов зрелищности, жизненной динамики. В то же время я провожу много экскурсий для школьников по театру, в закулисье и могу утверждать, что, увидев театр изнутри, ребята выходят отсюда другими людьми, готовыми к отклику на наше искусство. Поэтому важно и нужно рассказывать им о театре. И делать это должны не только мы, но педагоги и родители. Добавлю, что, если человек до 14 лет не побывал в театре, он туда уже вряд ли когда-то придет. Это доказанный факт. Лучше всего начинать посещать театр вместе с родителями, а не всем классом в качестве так называемого массового культпохода.
—Герой знаменитого фильма утверждал, что «скоро не будет ни кино, ни театров, а останется только одно сплошное телевидение». Сегодня я бы добавила и сплошной Интернет. Не считаете, что театр если не доживает, то выживает в нынешних реалиях?
—По‑моему, Питер Брук сказал, что «люди в большинстве своем могут прекрасно существовать без театра, и даже, если пожалеют об его отсутствии, это не отразится на их деятельности». Главная заслуга театра в том, что он ведет диалог со зрителем. Другое дело, насколько зритель готов к этому диалогу. По-видимому, сегодня нужно как-то сближать массовую культуру и высокое искусство. Но не примитивными перепевками классики в эстрадной манере, а на более качественных примерах: показывать, что в опере работают артисты, которым не нужен микрофон, показывать уникальность этого искусства, его специфику.
—Шокировать, поражать, вызывать неоднозначные эмоции?
—Возможно. Посмотрите на наши невероятные декорации! Лес, озеро, дворец — не настоящие, но чувства они вызывают неподдельные, погружая зрителя в атмосферу спектакля.
—Вы правы. Декорации в ХНАТОБе — это всегда завораживающее путешествие, приятный и неожиданный культурный шок. Очень мощно.
—Вот этот синтез, наверно, и есть сегодня главным в театре.
—Каким вы видите идеальный ХНАТОБ? Что для этого нужно?
—Ну, идеальных театров, скорее всего, не бывает. Не буду оригинален, если скажу, что театру необходимы, в первую очередь, такие материальное обеспечение и поддержка, когда бы он не бедствовал, артисты не думали о своевременной выплате зарплаты, а постановщики о том, как из ничего сделать эффектные декорации. Кстати, и самих постановщиков необходимо обеспечить финансово. Хорошие, именитые мастера стоят дорого. Сейчас наш театр находится в ведении Министерства культуры, но без меценатов, уверен, ни один театр не проживет. И это тенденция мировая. К примеру, сейчас знаменитый итальянский театр La Scala, к сожалению, вынужден существенно экономить на операх, а легендарная Нью-Йоркская опера прошлой осенью объявила о своем банкротстве и прекращении деятельности, признав свою неспособность собрать необходимое количество средств на продолжение работы…
—Культурный мировой кризис?
—На фоне финансового. Тут важно еще, чтобы в театре работали грамотные менеджеры, которые бы чувствовали все современные тенденции и могли вовремя на них реагировать.

Любимая опера? «Пиковая дама», «Фауст», «Риголетто» — любимые с юности. Их я знаю просто наизусть».
Любимый балет? «Все балеты Чайковского. Если говорить о постановках — работы балетмейстера Джорджа Баланчина, положившего начало американскому балету и современному неоклассическому балетному искусству в целом. Вот эту неоклассику хорошо бы станцевать в нашем театре. К сожалению, пока для нас это очень дорого».
Любимый композитор? «Тот же Петр Ильич Чайковский. С его мелодиями я сердцем и душой».
Самая яркая, памятная встреча? «Когда-то, еще в 1970‑е годы, к нам в Харьков приезжал танцовщик, балетмейстер Михаил Лавровский. Он мечтал поставить балет на сюжет Лермонтова «Мцыри».
Тогда он нарисовал мне (точнее, для читателей газеты, для которой я намеревался писать о нем статью) на листке бумаги парящего в воздухе Мцыри и сказал: «Может, пожелать вашим читателям свободы?..»
В контексте нынешних событий в Украине, мне и вспомнилась эта встреча.
Для творческого человека свобода значит очень много…»
Мечта? «Побывать в Греции, в ее античных театрах, чтобы потом рассказать об этом своим студентам».

Остановись, мгновение!

Отдельно стоит сказать о том, что также 27 марта в Доме актера открывается персональная фотовыставка Александра Чепалова «Дорогие мои артисты». На более чем 60 снимках запечатлены не только украинские, но и зарубежные звезды. Здесь Мария Аронова, Жан Поль Бельмондо, Тото Кутуньо, Пьер Ришар, Ален Делон, Виктор Сухоруков, Елена Яковлева, Ирина Муравьева и многие, многие другие известные личности, с которыми в свое время автору довелось встречаться и которых запечатлел на сцене его «Nikon».
Фотографирование, признается Александр Иванович, является для него самым любимым увлечением в жизни, которое ему удается органично совмещать с основной деятельностью в театре.
Особое место в фотоколлекции А. Чепалова занимают снимки с балетных постановок — каждый из них настолько динамичный и яркий, что просто с головой окунает зрителя в глубокий и красочный мир танца. Александр Иванович, помимо прочего, профессор Харьковской академии культуры, доктор искусствоведения.
Применение своим «танцевальным» фотоработам Александр Иванович находит и в иллюстрированном журнале «Танец в Украине и мире», который, кстати, сам же редактирует и издает с 2011 года. Очередной номер журнала посвящен танцевальному искусству Америки и собран из впечатлений, рассказов, фотографий автора после его посещения США в ноябре прошлого года. «Для меня очень важно увидеть все своими глазами перед тем, как рассказывать о предмете студентам, — поясняет Александр Иванович. — Поэтому использую любую возможность, чтобы поездить по миру и узнать что-то новое».
А еще совсем недавно А. Чепалов выпустил «книгу-летопись» по истории ХНАТОБа, над которой работал, как говорит, 40 лет и 4 месяца. В нее также вошли авторские снимки и редкие архивные театральные фотографии. Называется книга «Записки призрака оперы», однако наполнена она не только историческими фактами, но и историями из современной жизни театра — театра, которому автор отдал 40 лет жизни.