Оперная героиня нового поколения

13.07.2015 07:49   -
Автор:
Очень хорошо помню первое выступление Ксении в ХНАТОБе — гала-концерт, посвященный 200-летию Дж. Верди. Тогда в программе, cреди признанных солистов, любимцев харьковских меломанов, вдруг прозвучала незнакомая и экзотическая фамилия. На большую сцену перед оркестром вышла высокая и стройная с элегантной строгой прической брюнетка. Никаких привычных для оперных див кринолинов и подчеркнутого макияжа: лишь блеснул на запястье тонкий браслет, а надо лбом змейкой вспыхнула капельками стразов изящная диадема. Бахритдинова пела свою коронную, как позднее выяснилось, арию Амелии из «Бал‑маскарада». Уверенное выступление дебютантки отличали одновременно академичность и эмоциональность. Голос волновал, кружил голову глубиной, драматизмом и чистотой, ширился, возносился под колосники театра, превратив в тот момент всех слушателей в подобие верующих на литургии в храме. Да, что-то произошло тогда с совершенно не заангажированной еще Ксенией харьковской публикой — полторы тысячи зрителей, казалось, не дышали, а по завершении сложной и долгой арии все, как один, зааплодировали с каким-то недежурным рвением — была овация!
Сегодня, когда арии Ксении уже вошли в репертуар харьковского театра, она сама признается, что вердиевский репертуар особенно близок ей, так как раскрывает драматический темперамент и силу голоса. Одна из лучших партий солистки — Дездемона, в ее исполнении не только убедительно юная рядом с мужественным Отелло, но и преисполненная гармоничной женственности и чувства собственного достоинства. Потому-то вершиной Ксении как актрисы, создающей образ сценически-вокальными средствами, является в этой роли третий акт — сцена поругания Дездемоны. Даже поверженная на землю ревнивым Отелло на глазах у всех вельмож, она — сама величественная и стойкая добродетель. В этой сцене на фоне плотной хоровой и оркестровой фактур красивый сильный голос Дездемоны-Бахритдиновой наливается одновременно мольбой и протестом против — не частной, а вселенской несправедливости — уверенно возводя ее в ранг героини трагедии.
Талант Ксении абсолютно универсален и интернационален. Она с одинаковой глубиной чувствует и своих Татьяну, «русскую душой» («Евгений Онегин» П. Чайковского), и щіро українську Наталку («Наталка-Полтавка» Н. Лысенко) или Оксану («Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского), и франкоязычных Микаэлу (последняя премьера театра «Кармен» Ж. Бизе) или же Маргариту («Фауст» Ш. Гуно). Несмотря на то что мы не видели Ксению в образе Земфиры («Алеко» С. Рахманинова), — ее она спела пока только на сцене львовской оперы — воображение рисует идеально пушкинский образ Бахритдиновой — насмешливой, дерзкой и вольнолюбивой цыганки. Когда еще студенткой Львовской консерватории Ксения ежегодно выступала на праздниках песни в Испании, ее, яркую брюнетку, там часто принимали за итальянку. Впрочем, украинский и итальянский музыкальные темпераменты очень схожи, что Бахритдинова и подтверждает нежным, проникновенным и страстным исполнением таких своих итальяноязычных партий, как Донна Анна («Дон Жуан» В.-А. Моцарта) и Мими («Богема» Дж. Пуччини). К слову, с партией Мими Ксения покорила жюри международного оперного фестиваля, проходившего зимой 2014 года на сцене Минского оперного театра, за что ей и было присуждено звание лауреата.
«Отдельная песня» в вокальном репертуаре Ксении — восточная музыка. Солистка признается, что украинская и восточная мелизматика волнуют ее душу больше других. То и не диво, ведь от отца Ксения унаследовала узбекскую кровь, а также его музыкальность (папа щедро украшал своим голосом и музицированием застолья в родном Учкудуке). При этом не стоит преуменьшать роль матери в воспитании именно такой музыкально одаренной дочери — ведь мать — коренная луганчанка — петь любила не меньше, да и в конце концов, именно она, во всем отказывая себе и надрываясь на трех работах, накопила Ксении на первое в ее жизни пианино «Украина». Свои восточные музыкальные гены Ксении пока удалось проявить только в балетной постановке «1001 ночь» Ф. Амирова, где она поет красивейший вокализ. Однако шире познакомиться с восточным мелосом и включить его в свой концертный репертуар — неотступная мечта Бахритдиновой.
Сегодня трудно себе представить, слушая чарующий голос певицы, что мы могли бы знать вовсе не Ксению-вокалистку, а Бахритдинову-аккомпаниатора. Все дело в том, что с самого детства Ксения была увлечена музыкой одновременно в ее инструментальной и вокальной ипостасях. Учась в музыкальной школе Северодонецка, брала частные уроки пения у Раисы Якубовской. А вот поворотной в ее судьбе вокалистки стала встреча с именитым педагогом, а в прошлом звездой харьковской оперной сцены — народной артисткой Украины Валентиной Аркановой, на конкурсе в Херсоне. Именно Арканова в один урок-консультацию, данный способной девочке, вложила все свое умение «раскрепощать» диапазон голоса — и Ксения окончательно поверила в свою вокальную стезю. Собственную исключительность Бахритдинова подтвердила, пройдя на бюджет сразу по двум специализациям — фортепиано и вокал — во Львовскую консерваторию. От пережитых конкурсных треволнений и растерянности перед выбором всей жизни Ксения тогда даже расплакалась. И тогда на помощь снова пришла героическая мама: «Не гневи Бога, — подбадривала она по телефону дочку. — Другие вообще не прошли по конкурсу, а ты победила сразу в двух. Ты талантливая, тебе радоваться надо!» Тогда-то Ксения и осознала мудрость поговорки «кому много дано, с того много и спрашивается» — в консерватории ей пошли навстречу, и девушка училась сразу на двух кафедрах: у двух прекраснейших мастеров — профессора Анны Дашак по вокалу и у народной артистки Украины Марии Крушельницкой по классу фортепиано. Как выдержала тогда Бахритдинова колоссальное напряжение очной и заочных сессий — вспоминает не без содрогания. На пять лет искусство и мастерство стали ее основной и реальнейшей жизнью — парадокс, но даже в Карпаты, гордость Западной Украины, выпускница львовского вуза впервые попала… уже солисткой харьковской оперы, когда у нее наконец появились выходные дни, и Ксения смогла вдохнуть карпатский воздух как свободу — полной грудью.
Как уже было сказано, на сцене Бахритдинова располагает ярким талантом: фактурой, голосом, содержательностью личности и актерскими способностями. Развитием последних артистка обязана своему незабвенному консерваторскому педагогу — режиссеру Мирону Лукавецкому (к слову, также бывшему харьковчанину). Несмотря на солидный возраст, мэтр был на одной волне с творчески беспокойной, бунтарской и одержимой студенческой братией: ставил им сложные и нестандартные задачи, разжигал сценическую фантазию, без устали требовал от них придумывать психологические оправдания оперным страстям, раскрывая характер своего персонажа в образных этюдах. Кстати, именно в ту пору Ксения подготовила партию Маргариты и сыграла ее в далеко не каноническом спектакле оперной студии — там Фауст встречал свою Маргариту-продавщицу «львівських смаколиків» на улице современного Львова, укрываясь с ней вместе под зонтом от вечного дождя. Выработавшийся у Ксении принцип свободного сотворчества с режиссером подготовил ее к успешным выступлениям в современных постановках Харьковского театра оперы и балета, за что Бахритдинову особо ценит режиссер труппы Армен Калоян.
У Ксении обостренное чувство ответственности за свой дар. «Пока есть возможность петь и дарить людям радость, — считает она, — пока молода и бодра, нужно это делать». Свою бескорыстность она неоднократно подтверждала выездами в составе организованной самой Ксенией «бригады трех» сокурсников по консерватории — на малую родину в Северодонецк. Там она сама вела концерты, пела в них и аккомпанировала себе и партнерам. Не только северодонецкая, но со временем уже и харьковская публика искренне полюбила Ксению Бахритдинову. У солистки, которая поет в театре только с 2013 года, уже сегодня есть свои постоянные слушатели и зрители. Помимо таланта, активная жизненная и профессиональная позиция Ксении сделала ее лауреатами престижных всеукраинских и международных конкурсов вокалистов им. Т. Терен-Юскова (Львов), им. А. Соловьяненко (Донецк), «Искусство XXI столетия» (Ворзель). Со своими сольными концертами Бахритдинова уже успела побывать в разных городах не только Украины, но и Германии и Польши.
В профессии вокалистки Бахритдинова — как рыба в воде. Выход на сцену для нее в первую очередь не напряженное испытание, а огромная радость, живительный энергообмен с залом: «Состояние перед тем, как я возьму первые ноты в спектакле или на концерте, всегда волнительное, тонизирующее; но, быстро освоившись, я уже с нетерпением жду следующей сцены спектакля с моим участием — так жду, что, кажется, и без антрактов бы пела!» Интеллигентность, обширные гуманитарные знания Ксении выдают себя как в повседневном профессиональном общении (она идеально чисто общается по-русски и по-украински, не только творчески, но и аналитически подходит к решению профессиональных задач), так и в гастрольном рабочем «английском» певицы. Уже сейчас можно утверждать, что Ксения Бахритдинова — яркая представительница современного поколения оперных певцов с европейской культурой.