Не проспите то, что может подарить театр!

18.09.2015 07:48   -
Автор:
Всегда с любопытством, радостью и какой-то неистребимой театральной жадностью читаю все попадающиеся на глаза тексты этого автора в газетах, журналах, интернет-изданиях, будь-то рецензии на спектакли, репортажи о гастролях, статьи о театральных фестивалях и просто каких-то неординарных событиях. И не только потому, что интересуюсь театром, а еще и потому, что у Александра Ивановича особая стильная простота и сдержанность повествования, ясность мысли и, что в наше время далеко не само собой разумеющееся, абсолютная языковая грамотность и логичность. В этом смысле он вообще «человек из раньшего времени», как сказал бы небезызвестный герой романа Ильфа и Петрова, потому что сейчас мало кто так просто и понятно пишет. И говорит.
Сейчас почему-то модно писать как можно заумнее, многословнее и запутаннее, чтобы вообще никто не догадался, о чем речь. При этом еще кучу синтаксических и грамматических ошибок можно допустить. Тут Чепалов безупречен. И, увы, почти уникален. В общем, каждая его статья для меня радость. А тут целая книга случилась. Хотя «случилась»-то она не случайно и не вдруг. Это, как я поняла позже, своеобразный «отчет о проделанной работе» к юбилейному дню рождения. В книге собраны лучшие материалы почти за сорок лет творческой жизни Чепалова. Это театральная летопись нашего города, нашей страны и многочисленных театрально‑музыкальных достопримечательностей зарубежья, где побывал неутомимый «театральный турист» Александр Чепалов. Для людей, имеющих театр частью своего бытия, эта книга — просто находка! И не надо быть знатоком каких-то профессиональных тонкостей. Просто читайте и получайте удовольствие от этого калейдоскопа жизненно-театральных впечатлений.
Все истории, описанные в этой книге, — о театре, даже если они не напрямую о театре. Как, например, рассказ о том, как маленький Саша прятался в комнате соседей по коммунальной квартире от учительницы, приходящей учить его музыкальному уму-разуму («Как цветущий миндаль…»). Или щемящее душу повествование на фоне музыки Шуберта о горькой судьбе Осипа Мандельштама («И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме…»). Или точное описание, почти реконструкция, так и не получившего постоянный пропуск на сцену спектакля Андрея Жолдака «Ромео и Джульетта» («По ком звонил телефон Жолдака»). А вот грустный рассказ о вечере, посвященном столетнему юбилею Зинаиды Райх, который проходил в квартире Мейерхольдов, тогда еще только начинавшей превращаться в музей гениального театрального Мастера («Как я пил чай у Мейерхольдов»).
Читаю и каждый раз удивляюсь тому, насколько лаконично и емко автор передает суть происходящего и дает ему точную характеристику. Некоторые театральные события, описанные в книге, я видела сама, потому с особым интересом пережила их еще раз в изложении Александра Ивановича. А многие факты, почерпнутые из книги, просто заполнили пробелы в моем театральном сознании. Вот, например, подробный отчет о знаменитом фестивале «Березиль-93» («Дороги, которые мы выбираем»). Как давно это было — будто в прошлой жизни! Там еще живы его именитые гости — Богдан Ступка, Донатас Банионис, Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, поразительно молоды на фестивальных фотографиях мои любимые актеры Олег Стефан и Степан Пасечник. И везде, почти под каждым снимком отличительная подпись: «Фото автора». Вот она, еще одна ипостась Александра Ивановича, его творческая сущность, сполна отраженная в этой книге: фотохудожник он ничуть не меньший, чем художник аналитического театрального слова.
Далеко не каждый театровед может быть писателем. (И наоборот!) И уж точно не каждый театровед — фотохудожник. Александр Иванович счастливо объединяет в себе эти два замечательных качества. Сделанные им фотографии — не просто иллюстрации к его статьям, не просто фотоотчеты из разных уголков мира, это отдельная, самостоятельная, самоценная фотолетопись нашей театральной истории. В ней отразились лики великих — Булата Окуджавы и Дюка Эллингтона, Иннокентия Смоктуновского и Андрея Вознесенского, Тото Кутуньо и Вениамина Смехова, Мстислава Ростроповича и Мишеля Леграна, Раду Поклитару и еще многих‑многих других, с кем счастливо свела судьба Александра Чепалова.
Есть книги, которые читаешь медленно, неспешно, экономно. И не потому, что они не увлекают, а как раз наоборот: они настолько ценны и интересны, что жалко добраться до последней страницы, вот и «тянешь» их потихоньку, как через соломинку. Чепаловская «Бессонница» для меня — одна из таких книг. Поэтому ее послевкусие чувствуется долго.
В общем, ходите в театр, смотрите, слушайте, ощущайте его и наслаждайтесь им! Главное — не проспать то, что может дать спектакль и путешествие в театральный мир. Об этом и книга.