«Харьковские ассамблеи»: конкурс музыкантов-профессионалов

17.10.2018 07:50   -
Автор:
По сравнению с самим фестивалем «Харьковские ассамблеи» конкурс с тем же названием — сравнительно новая инициатива, развивающаяся тем не менее очень динамично. Первый конкурс состоялся в 2016 году — его особенностью стала ориентированность на выпускников и преподавателей музыкальных вузов. Ведь конкурсов для студентов проводится достаточно много, а с окончанием обучения конкурсная жизнь музыкантов обычно также подходит к концу.
Третий конкурс стал решительным шагом вперёд. Впервые иностранные участники составили значительную часть конкурсантов, иностранцев в жюри было больше, чем украинцев, а призами стали довольно солидные суммы.
Всего за лауреатские призы конкурса боролись более 50 участников в двух категориях: пианисты и вокалисты (каждая категория была разделена на возрастные группы: 18–24 года и 25–40 лет). Почти в каждой группе были участники из Харькова, других украинских городов, а также из стран Европы. Конкурсанты проявили очень высокий профессиональный уровень: по словам председателя жюри в категории «Фортепиано» Юстаса Дварионаса, «участников было очень трудно судить, но исключительно приятно слушать».
В своём вступительном слове Глава организационного комитета и Почётный председатель жюри конкурса, народная артистка Украины Татьяна Веркина отметила значимость этого мероприятия для города и поблагодарила всех, без чьей помощи этот конкурс не мог бы состояться: Харьковскую областную государственную администрацию, Харьковский городской совет, Vere Music Fund, Фонд Марии Ещенко и членов жюри.
Заместитель председателя ХОГА Анатолий Бабичев отметил исключительную динамику развития конкурса, его значение как знакового события музыкальной жизни города. Также Анатолий Валерьевич поздравил всех с 25‑летним юбилеем фестиваля «Харьковские ассамблеи», а самому фестивалю пожелал продолжаться как минимум до сотого юбилея. Директор Vere Music Fund Павел Пименов высоко оценил активность харьковских музыкантов в поисках финансирования, поставив их в пример львовским и киевским коллегам. Кроме того, Павел Пименов поблагодарил музыкантов за их патриотизм: «Легко уехать за границу и жить там, гораздо труд-
нее — буквально за уши вытаскивать свою страну вверх». Речь держали и «вершители судеб» конкурсантов — председатели жюри в номинациях «Вокал» (Кристиан Хильц) и «Фортепиано». Они выразили благодарность всем спонсорам конкурса, всем организаторам, участникам и всем, кто их поддерживал.
После этого состоялись торжественная часть мероприятия, награждение победителей. Дипломы лауреатов вручали председатели жюри в каждой номинации. Кроме того, были вручены и специальные призы: Николь Вакер за лучшее исполнение произведения Клары Шуман; Томасу Келли — за исполнение Фантазии на темы оперы Бриттена «Питер Граймс» (этот номер особенно высоко оценил Сергей Юшкевич, автор многих фортепианных обработок, изданных в том числе во Франции); а Сергей Казанцев от государственного органа самоуправления украинцев Венгрии получил в подарок сольный концерт в зале Будапештской филармонии. Заслуженные награды нашли и менее заметных героев конкурса — концертмейстеров, лучшим из которых были вручены дипломы с почётным титулом Best Accompanist.
В концерте лауреатов приняли участие лауреаты первых и вторых премий: Николь Вакер и Томас Келли, «обрамлявшие» концерт и проявившие исключительность исполнительского мастерства в таких произведениях, как ария Кунигунды из оперы Л. Бернстайна «Кандид» или фортепианный Этюд С. Прокофьева. Лауреат первой премии в старшей группе Даниил Саенко исполнил один из труднейших этюдов Ф. Листа «Мазепа», связанный к тому же с Украиной. Обладательница второй премии Ли Чивум исполнила Прелюдию корейского композитора Узонга Чо и 24‑й этюд Шопена, с неожиданной для такой хрупкой девушки силой. Сергей Казанцев сыграл одно из наиболее известных произведений Ф. Листа Венгерскую рапсодию № 2, но в ещё более усложнённом варианте В. Горовица. Игорь Седюк (2-я премия в старшей группе) представил на суд публики этюд А. Скрябина, одинаково трудный и в техническом, и в художественном отношении. Обладатели второй премии в категории «Вокал» также порадовали харьковскую публику своим искусством. Габриель Скроманайте и Никита Бурцев (младшая группа) исполнили арии из опер Дж. Пуччини и Д. Аракишвили (соответственно, на итальянском и грузинском языках). Три лауреата второй премии в старшей группе Ева Мартина Мурзиновська, Юлия Пискун и Виктория Мельник пели арии из опер ключевых оперных композиторов XIX века: Р. Вагнера, Дж. Верди и Дж. Россини.
Совершенно закономерно, что такая феерия первоклассных выступлений вызвала шквал аплодисментов публики. Остаётся надеяться, что конкурс сохранит исключительно быстрый темп развития и будет и в дальнейшем поддерживать молодых исполнителей и украинскую культуру. В конечном счёте именно это и предполагает девиз фестиваля — «Сопротивление злу искусством».