Турция. Коррупционный скандал. Крах «империи справедливости» Эрдогана

27.12.2013 15:13   -
Автор:

Напомним, что все началось утром 17 декабря, когда полиция провела серию арестов людей, обвиненных в коррупции. Среди полсотни задержанных помимо высокопоставленных чиновников и крупных бизнесменов оказались и дети турецких министров. В итоге 24 человека, включая двоих сыновей министров, оказались в камерах, а вся элита правящей Партии справедливости и развития оказалась под серьезным давлением со стороны прессы и оппозиции.

Сам премьер-министр Реджеп Эрдоган в свойственной ему манере попытался сразу же ответить ударом на удар. Он назвал происходящее заговором против правительства и пообещал «оторвать руки» тем, кто покушается на нынешний кабинет. В итоге руки полицейских остались на месте, однако как минимум 500 из них уже лишились работы или были переведены на другие места службы. Больше всех пострадало руководство стамбульской полиции. Однако правоохранительные органы не пошли на попятную – прокуратура страны инициировала масштабные расследования. Не исключено, что их фигурантом станет и сам Эрдоган.

«Премьер защищается так агрессивно, как будто бы его самого поймали на коррупции», – многозначительно заметил генеральный секретарь оппозиционной Партии национального действия (MHP) Исмет Бююкатаман.

В итоге премьер-министр сделал шаг назад. Он продолжает защищать своих людей, но уже добавляет, что «те, кто причастен к коррупции, будут отвечать перед законом и народом».

Кроме того, начались отставки самих министров, чьи сыновья были задержаны 17 декабря. Первым не выдержал министр экономики Зафер Чаглаян, назвавший на прощание всю эту историю «грязной ловушкой для правительства», за ним последовали министр внутренних дел Муаммер Гюлер и министр по делам окружающей среды и городского планирования Эрдоган Байрактар. Причем последний заявил, что подписал заявление по требованию премьер-министра Реджепа Эрдогана и предложил ему также подать в отставку.

На сегодняшний день у политологов нет единой версии того, кто стоит за самой масштабной кампанией против Эрдогана со времен Таксима. Наиболее популярны две версии, однако ни одна из них не дает целостной картины происходящего.

Согласно первой из них, нынешние события являются местью со стороны Америки. Соединенные Штаты захотели наказать Эрдогана за его строптивость и нежелание проводить внешнюю политику в рамках американских интересов, и прежде всего за то, что Турция помогала Ирану проводить торгово-финансовые операции в обход наложенных на Исламскую республику санкций.

По словам депутата от оппозиционной Народной республиканской партии Муаррема Инче, общая сумма переведенных через Турцию иранских денег составила десятки миллиардов евро. И сейчас, в разгар скандала, посол США в Турции Френсис Риччардоне не преминул указать Эрдогану на его ошибки. Он назвал коррупционный скандал вокруг партийной элиты ПСР «крушением империи» и добавил, что США «неоднократно призывали (турецкие власти. – “Эксперт Online”) прервать денежные отношения с Ираном, но нас не хотели слушать».

Крайне недипломатичные заявления посла, которые некоторыми политиками и политологами были восприняты именно как намек на причастие США к коррупционному скандалу, вызвали гнев премьер-министра. Эрдоган обратился к Френсису Риччардоне с призывом «не лезть не в свое дело» и добавил, что турецкие власти «не обязаны терпеть его присутствие в Турции», намекнув тем самым на возможность объявления посла персоной нон-грата. Однако версия о «всемогущей руке вашингтонского обкома», спланировавшего и осуществившего эту операцию, может удовлетворить разве что тех, кто до сих пор верит в причастность США ко всем мировым событиям и политическим катаклизмам. Да, Соединенным Штатам действительно не нравится ни политика Турции, ни поведение турецкого премьер-министра, ни его меняющиеся внешнеполитические приоритеты (следствием которых стала готовность закупить комплексы ПВО у Китая).

Однако у Америки были иные, более подходящие моменты для того, чтобы нанести ответный удар по Эрдогану. Так, США могли бы занять более активную позицию во время массовых демонстраций против Эрдогана на площади Таксим, однако этого не сделали. Карать же премьера за участие Турции в серых экспортно-импортных операциях Ирана (о котором все прекрасно знали) сейчас, когда Америка выводит Иран из-под санкций и ищет помощи Анкары в усмирении сирийских исламистов, было бы как-то неразумно. Поэтому если США и участвуют, то явно не как основной игрок.

Согласно второй версии, корни нынешнего скандала лежат в конфликте между Эрдоганом и влиятельнейшим исламским богословом Фетхуллой Гюленом, который имеет колоссальное влияние на турецкое общество. Если до недавнего времени Гюлен поддерживал Эрдогана, то последние действия премьера (масштабные процессы над военными, закрытие частных религиозных школ, связанных с Гюленом и его движением «Хизмет» и являющихся источником значительной части финансовых поступлений) вызвали жесткую критику со стороны богослова. Учитывая, что у Гюлена много сторонников в правоохранительных структурах, нынешняя антикоррупционная операция вполне могла быть своего рода ответом Эрдогану.

Возможно, эта версия могла бы считаться основной, если бы не личности людей, затронутых коррупционным скандалом. По словам тюрколога, преподавателя военной кафедры при МГИМО Владимира Аваткова, один из фигурантов скандала – министр внутренних дел Муаммар Гюлер – был абсолютно лоялен Гюлену, и убирать его смысла не было.

Куда более полным и глубоким объяснением нынешних событий, по словам Владимира Аваткова, является обострившаяся борьба внутри самой ПСР. «Судя по всему, в последнее время усиливаются центробежные тенденции в партии, которая находится у власти. Тарикаты (финансово-религиозные группировки. – “Эксперт Online”), сплоченные борьбой против ненавистных им военных, во многом добились своей цели по устранению последних от политических рычагов и теперь по-разному видят будущее страны, – говорит Владимир Аватков. – В данном случае речь идет о новом типе переворота изнутри, направленного на ослабление укрепившегося у власти Эрдогана и его окружения в контексте предстоящих выборов».

Если эта версия действительно окажется правильной, то выходит, что нынешний кризис имеет не локальный или личностный, а системный характер. И премьер-министру нужно будет заниматься не поиском внешних врагов, а цементированием и укреплением структуры своей партии, поиском общей идеи и методов ее реализации. То есть договариваться с оппонентами. А, как известно, Эрдогану это дается с трудом – за годы нахождения на политическом Олимпе премьер привык к иным методам решения проблем с несогласными.

Источник:Expert.ru