Сравнительная характеристика «Минска-1» и «Минска-2»

13.02.2015 16:14   -
Автор:

“Вести” сравнили принятый в Минске “комплекс мер” по реализации договоренностей о примирении с тем, о чем в том же Минске договорились в сентябре прошлого года и с положениями закона об особом статусе отдельных территорий Донецкой и Луганской областей. Как оказалось, отличий очень немного. Но они принципиальные – конституционная реформа и вопрос о контроле над границей.

Подписанный в белорусской столице документ включает следующе пункты:

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.

Примечание: аналогичный пункт был и в сентябре

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО “Торнадо-С”, “Ураган”, “Смерч” и тактических ракетных систем “Точка” (“Точка У”):

– для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;

– для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.

Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.

Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.

Примечание: отвод тяжелого вооружения был предусмотрен и в сентябре, но менее детально расписан

3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.

Примечание: Подобный пункт был предусмотрен и ранее

4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом “О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей”, а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.

Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом “О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей” на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

Примечание: по сути все это было предусмотрено как “сентябрьским Минском”, так и законом об особом статусе отдельных районов в Донецкой и Луганской областях

5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

Примечание: было и в сентябре, но по итогу принятый Верховной Радой закон предусматривал амнистию с большим количеством оговорок и исключений, что сводило ее смысл на нет.

6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа “всех на всех”. Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.

Примечание: Аналогичный пункт был и в сентябре

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.

Примечание: не было. Данный пункт, по идее, должен урегулировать вопрос “гуманитарный конвоев” из России, а также вопрос оказания помощи со стороны украинских государственных и частных лиц (вспомним недавние проблемы с пропуском конвоев Ахметова)

8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).

В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.

Примечание: этот пункт был. Новое, что появилось сейчас – пассаж о “международном механизме” обеспечения социальных выплат. Можно предположить, что речь идет о том, что Украине финансово помогут осуществить эти платежи другие участники переговоров.

9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.

Примечание: этот момент один из немногих принципиально новых пассажей. Фактически, возврат контроля над границей к Украине поставлен в зависимость от завершения конституционной реформы. То есть не будет реформы, не будет контроля над границей.

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.

Примечание: с такой формулировкой пункта не было, но и сейчас он мало что значит. С одной стороны, Россия в принципе не признает наличие своих войск на территории Украины, с другой стороны – что понимать под “незаконными группами”? Только ли силы ДНР/ЛНР либо и Добровольческий украинский корпус Правого сектора, например?

11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в дополнении, до конца 2015 года.

Примечание: конституционная реформа – это второй принципиально новый пункт, который появился в сравнении с сентябрьскими договоренностями. Но он прописан крайне размыто. Так что пока совершенно непонятно в каком виде будет проходить конституционная реформа и будет ли она проходить вообще

Дополнение к 11 пункту:

Такие меры в соответствии с Законом “Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей” включают следующее:

– освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

= право на языковое самоопределение;

– участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

– возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

– государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

– содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;

– создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

– полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.

Примечание: кроме последнего пункта все остальные пункты были в том или ином виде в законе об особом статусе отдельных территорий Донецкой и Луганской областей и в сентябрьских договоренностях

12. На основании Закона “О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей” вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

Примечание: данный пункт несколько уточняет процедуру подготовки и проведения местных выборов, хотя ничего принципиально нового не привносит

13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.

Примечание: технический пункт

Источник: Вести