Сектор Газа. «Несокрушимая скала» и “Рубеж обороны”

08.08.2014 09:27   -
Автор:

За месяц военной операции израильская армия поразила на территории сектора Газа тысячи целей. Одной из них была Шеджайя, расположенная к востоку от города Газа.

Израиль утверждает, что из этого района боевики вели ракетные обстрелы. В городе в результате израильских авиаударов с лица земли стёрты целые кварталы.

“Вот там внизу осталась моя одежда, телевизор, другие вещи. Одежда, которая сейчас на мне, чужая. Больше мне нечего носить. И у детей ничего нет. Не представляю, как оттуда можно достать вещи”. Жители Шеджайи говорят, что не видели ничего подобного. Им сейчас некуда идти. Они бродят по развалинам, пытаясь отыскать что-то из своего имущества.

Палестинский лидер Махмуд Аббас назвал сектор Газа зоной гуманитарной катастрофы. Многие жители нашли приют в этой школе ООН.

“Нам нужны и перемирие, и мир. Арабские страны должны взглянуть на нас. Что мы, не люди, как другие? Все живут нормально, кроме нас. А у нас и дома-то нет. 4 войны за 3 года!” Верховный комиссар ООН по правам человека заявила, что на совершённые в секторе Газа преступления должен отреагировать Международный уголовный суд.

За месяц конфликта в Газе погибли более 1800 палестинцев, большинство из которых мирные жители.

На премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу посыпались все шишки, так как его считают виновным в подобном исходе операции “Несокрушимая скала”. Некоторые иронизируют, что несокрушимой скалой оказались как раз исламисты. И это несмотря на то, что армейское командование утверждает, что занять сектор Газа — это вопрос десяти дней.

Как можно решить вопрос терроризма в Газе?

Захват Газы, проведение капитальной зачистки — выявление и уничтожение террористов, выведение израильских войск по завершении операции.

К этому варианту склоняется большинство израильтян. Но тут есть несколько тонкостей, которые почему-то игнорируются. ХАМАС просто мечтает, чтобы Израиль именно так поступил. Почему? Это террористическая организация, которой приходится по какому-то недоразумению или злому року заботиться о мирном населении. Они видят свое предназначение в другом — бескомпромиссной борьбе с Израилем до полного его уничтожения. Свержение власти ХАМАСа в Газе только обрадует его лидеров. Ведь тогда все встанет на свои места — появится та самая оккупация, о которой твердят арабские пропагандисты, а главная ноша будет снята с плеч исламистов. То есть, больше никакой ответственности, террористы займутся тем, что они умеют — террор.

Захватить Газу и искоренить палестинские террористические организации — это две абсолютно разные вещи. С 2006 года ХАМАС готовится к тому, чтобы Израиль захватил сектор, а они перешли в подполье и начали партизанскую войну. Они будут прятаться среди мирного населения и притворяться им, чтобы наносить удары из-за угла.

Обнаружено 32 туннеля. А сколько их под городом Газа? В туннельной войне не смогли победить даже США во Вьетнаме.

Судя по всему, израильское руководство поставило очень скромные цели в нынешней операции именно из-за мощного американского давления. То, что США продемонстрировали как поддержку Израиля — прекращение рейсов американских компаний на двое суток, вызвавшее цепную реакцию — это сущая мелочь. К сожалению, сейчас Израиль слишком зависим от своего главного союзника — более, чем когда-либо. С Израилем могут перестать работать банки и кредитные компании, могут заморозить перевод военной и экономической помощи, свернуть совместные военные и научные проекты, перестать пользоваться правом вето в Совете Безопасности ООН. И это действительно станет для Израиля катастрофой. Волей одного человека — президента США — можно подорвать израильскую экономику и уничтожить государство Израиль. Было бы желание.

Барак Обама, как показывают его действия, настроен, скорее, на умиротворение мусульманского мира, чем на безоговорочную поддержку главного ближневосточного союзника США. В общем, вариант капитального наведения порядка в Газе возможен, но при одном условии — американская администрация должна быть полностью на стороне Израиля, чего не было в этот раз.

Вариант, который использовал Нетаниягу – введение войск на ограниченный период и только по краям сектора, ликвидация непосредственной угрозы для Израиля — подземных туннелей и нанесение военного удара по позициям боевиков, уничтожение объектов их террористической инфраструктуры — складов, мастерских, штабов, ракетных установок. Физическая ликвидация полевых командиров, отвечающих за непосредственное совершение терактов. Исмаил Хания, Халед Машаль и Махмуд аз-Захар — личности пренеприятные, но их пока оставляют в живых, чтобы было кому подписывать соглашение о прекращении огня, а затем осаживать молодых и строптивых боевиков, желающих обстрелять Израиль.

Противостояние ХАМАСа с Израилем относится к так называемым асимметричным конфликтам, когда государству противостоит некая террористическая группировка или организация.

Таких конфликтов сейчас большинство, силы в них неравны, а их исход неоднозначен. Это изматывающие войны, в которых редко бывают однозначные победы. В них, скорее, проигрывают обе стороны.

Просто потому, что террористическая группировка не связана никакими правилами и условностями, она может вести огонь из больниц и школ, прячась среди мирного населения. И мировое сообщество ничего не сможет с ним сделать, потому что рычагов влияния на террористов мало.

В то же время государство связано многими условностями, например, своими же законами, а также международным законодательством — соглашениями, под которыми поставило свою подпись.

Регулярная армия не может действовать против гражданских. То есть, может, конечно, но это чревато серьезными моральными дилеммами, а также покалеченными судьбами самих солдат.

Вот такой конфликт и у Израиля с ХАМАСом. Сбросить власть ХАМАСа просто, это как раз не проблема. Но подобную проблему надо скорее решать комплексно — на нескольких уровнях. Физическое блокирование группировки, чтобы не дать ей возможность пополнить ресурсы и оружие, а потому вопрос о снятии блокады на повестке дня не стоит. Выработка соглашений с государствами, негласно поддерживающими эту группировку, чтобы они отказались от поддержки или сократили ее. Создание некой политической формулы, которая поставит ХАМАС в узкие рамки, ограничив его военную деятельность. Поддержка гражданского населения сектора, чтобы избежать гуманитарных кризисов и постоянное психологическое воздействие или ведение разъяснительной деятельности с мирным населением.

Да, вариант ликвидации всех значимых лидеров ХАМАСа и основательной зачистки Газы выглядит очень соблазнительно. Видимо, это оптимальный для всех израильтян вариант. Потому что невнятный исход третьей подряд контртеррористической операции деморализует израильтян и ставит жирный знак вопроса напротив сочетания “израильский потенциал сдерживания”, воодушевляя тех противников, кто пока не рискует вступать в прямое противостояние с еврейским государством. И ХАМАС не успокоится на достигнутом, увидев Израиль со связанными руками. Поэтому рано или поздно в секторе Газа придется проводить зачистку – скорее рано, чем поздно.

Но в данных условиях, к сожалению, этот вариант невозможен. Его следует готовить заранее, тайно договорившись с лидерами большой “семерки” и России, убедив их в необходимости подобной операции, чтобы Израилю изначально дали “зеленый свет” именно на изгнание ХАМАСа, а не простое проведение операции.

Вероятно, для этого придется ждать смены президента в США в надежде на то, что у руля там встанет более дружественный Израилю лидер. В одиночку Израилю такую операцию не потянуть.

Тем временем радикалы из сектора Газа утром в пятницу выпустили две ракеты по югу Израиля, нарушив тем самым условия перемирия, сообщила пресс-служба израильской армии.

«Несколько минут назад две пущенные из сектора Газа ракеты разорвались на юге Израиля», – указала армейская пресс-служба. «Террористы нарушили соглашение о прекращении огня», – добавили в военном ведомстве, передает ИТАР-ТАСС.

Через три часа – в 09.00 по московскому времени сегодня – истекает срок 72-часового перемирия в секторе Газа. С утра вторника и до сегодняшнего обстрела существенных нарушений условий прекращения огня с обеих сторон не фиксировалось. Параллельно в Каире при египетском посредничестве шли непрямые переговоры по поиску урегулирования противостояния между представителями Израиля и ХАМАС. По имеющейся информации, до сих пор сторонам не удается договориться даже о продлении срока перемирия.

Израильская армия к началу перемирия в 09.00 вторника вывела все наземные подразделения из сектора Газа. Однако войска «находятся на оборонительных позициях вблизи границы с сектором Газа», подчеркнули в армейской пресс-службе.

«Миссия завершена: армия разрушила тоннели ХАМАС, ведущие в Израиль», – добавили в ведомстве. Именно разрушение тоннелей являлось заявленной целью наземной фазы операции «Рубеж обороны». Как сообщил представитель армейского командования, за 29 дней операции израильская армия поразила на территории сектора Газа 4,8 тыс. целей и уничтожила 32 тоннеля.

За время стартовавшей 8 июля операции «Рубеж обороны» в секторе Газа погибли более 1,8 тыс. палестинцев, еще 9 тыс. получили ранения. В боях были убиты 64 израильских солдата и офицера. Еще трое мирных граждан погибли на территории еврейского государства в результате ракетных обстрелов.

Всего с 8 июля палестинские радикалы из сектора Газа выпустили по израильским городам 3 тыс. 358 ракет.

В четверг ХАМАС и Израиль на переговорах в Каире не смогли договориться о продлении перемирия, которое было объявлено 5 августа.

Напомним. в ночь на понедельник стало известно, что руководство вооруженных сил Израиля приняло решение ввести семичасовой режим прекращения огня на большей части территории сектора Газа.

Движение ХАМАС призвало палестинцев отнестись «с предельной осторожностью» к решению израильских военных ввести семичасовой режим прекращения огня на большей части территории сектора Газа.

По материалам: 9tv.co.il , Евроньюс