Местные выборы в Украине. Что нового?

16.07.2015 09:20   -
Автор:
Как сообщило информагентство “РБК-Украина”, Верховная Рада Украины поддержала во втором чтении и в целом законопроект № 2831-3 “О местных выборах”. За соответствующее решение проголосовал 257 нардепов при 226 минимально необходимый.
Авторами законопроекта № 2831-3 выступили депутаты Вадим Денисенко, Сергей Алексеев, Игорь Попов, Юрий Чижмарь, Елена Ледовских.
Перед голосованием за этот документ депутаты поддержали процедуру ad hoc относительно рассмотрения этого законопроекта во втором чтении без поправок, а лишь с учетом поправок профильного комитета.
Председатель комитета ВРУ по вопросам правовой политики и правосудия Руслан Князевич заявил, что по результатам рассмотрения 1548 поправок, которые были внесены ко второму чтению от 65 нардепов, были учтены следующие поправки.
“В результате договоренностей комитет поддержал предложение по исключению из перечня субъектов избирательного процесса избирательных блоков”, – сказал председатель профильного комитета Руслан Князевич.
Также, по его словам, путем консенсуса политических партий договорились относительно закрепления так называемой закрытой части избирательного списка по одному лидеру избирательного списка.
“Право выдвижения на выборах имеют партии, которые зарегистрированы не позже чем за 365 дней до дня выборов и сменили название не позднее чем 180 дней до дня выборов”, – сказал Князевич, но в результате обсуждения эта норма была изъята из закона.
В переходных положениях к законопроекту говорится, что очередные местные выборы на территории АР Крым и на территории Донецкой, Луганской областей назначены на 25 октября 2015 г. не проводятся в связи с осуществлением Российской Федерацией временной оккупации и вооруженной агрессией против Украины, и невозможности обеспечения соблюдения стандартов проведения выборов ОБСЕ.
Кроме того, как сказал Князевич, достигнута договоренность и принято решение комитетом ВРУ о том, что порядок использования политической рекламы на местных выборах будет установлен отдельным законом.
“И наконец, комитетом поддержано предложение Совета коалиции о том, чтобы применить в этом законе так называемый механизм отзыва депутатов”, – отметил председатель комитета.
Также были учтены следующие поправки:
1) Установление законом количества депутатов местных советов в соответствии с количеством избирателей данной административно-территориальной единицы, при этом в случае, если определенное количество депутатов районных советов будет меньше чем количество городских поселковых, районных городских, городов районного значения советов на территории соответствующего района, состав районного совета должен равняться этому количеству советов.
2) Количество ТВО в многомандатном округе должно равняться общему состава соответствующего совета;
3) Политическая партия принимает решение об участии в местных выборах. Указанное решение является обязательным для местных организаций партии, в частности, соответствующие решения делегируются местными организациями документов при регистрации кандидатов и других случаях.
4) Закрепление кандидатов в депутаты, выдвинутых местными организациями партии в многомандатном округе за территориальными избирательными округами, но не более одного кандидата в депутаты;
5) Обязательное включение от местных организаций политических партий, об образовании депутатских фракций которых объявлено на первой сессии Верховной Рады Украины текущего созыва, в состав территориально избирательной комиссии по две кандидатуры, а в состав участковой избирательной комиссии – по одной кандидатуре;
6) Определены очередности кандидатов в депутаты в избирательном списке местной организации партии по результатам голосования в порядке уменьшения процента голосов избирателей, поданных за соответствующей местной организации по отношению к количеству избирателей, которые проголосовали за все организации партий в соответствующем территориальном избирательном округе.;
7) Формирование на паритетных началах нового состава участковых избирательных комиссий в случае проведения повторного голосования на выборах городских председателей по представлению кандидатов, которые будут включены в избирательный бюллетень для повторного голосования;
8) Засвидетельствование документов местной организации партии печатью этой организации или печатью организации партии высшего уровня;
9) Согласование положений проекта закона с нормами закона Украины “Об осуждении коммунистического и национал-социалистического тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики”;
10) Введение условий гендерного представительства на выборных должностях согласно проекту закона о внесении изменений в закон “О политических партиях в Украине” в части установления квот, определяющих минимальный уровень представительства женщин и мужчин в избирательном списке кандидатов в депутаты на местных выборах. Так, депутаты предусмотрели, что в среди кандидатов в депутаты должно быть не менее 30% представителей одного пола;
11) С целью обеспечения гарантий открытости местных выборов предусмотрен порядок передачи сведений от ТИК в ЦИК через органы ведения госреестра избирателей;
12) Установлено, что сведения, которые передаются в ЦИК через информационные системы, средства электронной связи – является информацией, не имеющей юридического значения;
13) Увеличен срок формирования ТИК (это более чем 1 тыс. ТИК) с 3-х до 5-ти дней с одновременным сохранением срока начала выдвижения и регистрации кандидатов.
14) Также конкретизирован порядок определения ЦИК количеству одномандатных избирательных округов, которые должны быть образованы соответствующими ТИК.
15) В составе облсовета количественное представительства от города или района не может превышать 20% от общего состава соответствующего совета;
16) На специализированных избирательных участках на местных выборах будут иметь право голоса только те избиратели, которые принадлежат к соответствующего территориального избирательного округа, а не любые избиратели из Украины;
В целом этот закон определяет основные принципы, организацию и порядок проведения выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых советов, сельских, поселковых, городских голов, положения которого также предлагается согласовать с положениями законов Украины “О добровольном объединении территориальных громад”, “О местном самоуправлении в Украине” и законодательно обеспечить избрание старост.
Законопроектом, в частности, предусматривается, что местные выборы будут проходить по следующим избирательными системами:
1) депутатов сельских, поселковых советов – сохраняется действующая на сегодня мажоритарная система относительного большинства в одномандатном избирательном округе;
2) депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, районных, городских, районных в городах советов – по пропорциональной избирательной системе с преференциями (выборы в многомандатном избирательном округе, что совпадает с территорией Автономной Республики Крым, соответствующей области, района, города, района в городе, за избирательными списками местных организаций партий с одновременным выдвижением кандидатов в территориальных округах, на которые делится многомандатный округ);
3) городских голов (городов, количество избирателей в которых равно или больше чем 90 тысяч) – по мажоритарной системе абсолютного большинства в едином одномандатном избирательном округе.
“Выборы городских председателей в городах, где более 90 тыс. избирателей будут проходить в два тура, и городские головы будут избираться в два тура абсолютным большинством, то есть 50% + 1 голос. Для меньших городов выборы будут проходить по мажоритарной системе относительным большинством”, – заявил один из авторов законопроекта – нардеп из фракции “Блок Петра Порошенко” Вадим Денисенко.
4) сельских, поселковых, городских (городов, число избирателей в которых меньше чем 90 тысяч) голов, сельских старост – по мажоритарной системе относительного большинства в едином одномандатном избирательном округе.
С целью упорядочения территориальной организации выборов предлагается вынести за пределы избирательного процесса формирования состава территориальных избирательных комиссий и образования ими территориальных округов. За счет этого сохраняется существующая продолжительность избирательного процесса – 50 дней.
Предлагается установить избирательный барьер – 5% голосов избирателей, поданных за избирательные списки местных организаций партий в пределах многомандатного округа.
Количество голосов избирателей, полученных местной организацией партии и кандидатом, выдвинутым ею (им) в соответствующем территориальном округе, определяет уровень личной поддержки кандидата. Соответственно, в зависимости от этой поддержки будет определяться рейтинг кандидата в избирательном списке местной организации партии.
Подготовил Александр Казайкин