Гриценко: Я готов взять ответственность за оборону страны на себя

10.04.2014 17:56   -
Автор:

— Почему «обязанность»?

— Мы видим, в каком состоянии находится наша страна. Нужно преодолевать экономический кризис и искоренять коррупцию. Дел, которые не требуют отлагательств, очень много. С одной стороны, при власти еще находится команда Виктора Януковича, с другой — на границе стоят российские войска… Я понимаю это, и хочу поднимать обороноспособность нашей страны, чтобы люди в Украине спали спокойно. Причем делать это нужно очень быстро. Поэтому я иду на выборы.

— Вы уже баллотировались на выборах в 2010 году. Наверное, если сравнивать ту президентскую кампанию и нынешнюю, разница очень большая…

— Да, это действительно так. Очень важно, что из всех полномочий президента, а в его распоряжении силовой блок, ведомство внешней политики, ключевым есть то, что он является главнокомандующим Вооруженных сил Украины. И именно он является тем, кто гарантирует целостность территории государства, неприкасаемость границ, национальную безопасность и оборону.

Поэтому президентом должен быть человек, который готов работать с первого дня. Не допускать того, что допустила нынешняя команда, — потерю Крыма тогда, когда этого можно было избежать. Мы сейчас не можем рисковать половиной страны.

— Где черта между волеизъявлением народа и сепаратизмом. Что является правом народа, которое гарантировано Конституцией, а что — криминалом, за который нужно нести уголовную ответственность?

— Абсолютно естественным есть желание людей, чтобы власть была к ним максимально приближенной. Чтобы ресурсы распределялись не в Киеве, а на местах, где есть органы местного самоуправления. Поэтому ключевой задачей для государства является его децентрализация. То есть передача ряда полномочий на места. Это должно быть зафиксировано в новой конституции Украины. Однако это проблема не только для Юга и Востока: она не менее актуальна и для Запада, и для Центра — для всех регионов. Решение этой проблемы, на самом деле, объединит людей.

Когда мы видим руководимый извне сепаратизм, когда мы видим российские войска (независимо от того, снимают они шевроны или нет), когда мы видим людей с гранатометами, пулеметами и снайперскими винтовками, — это то, чему государство должно решительно противостоять. Любая страна должна противодействовать такому, в рамках быстрой операции — антитеррористической или по обезвреживанию незаконных вооруженных формирований.

— Все-таки угроза нападения со стороны России остается?

— Войска продолжают стоять у границ. Даже если они отходят на расстояние 500 км, то это расстояние, которое можно преодолеть за 5—6, максимум 10 часов. Путин держит Украину в напряжении. Мы уже видели, что он аннексировал Крым — огромную часть нашей с вами страны, где проживают в условиях оккупации 2,5 млн наших граждан. Поэтому это не шутки, а вполне реальная угроза.

Но для того чтобы у нас не было войны, Украина должна проявить решительность, показать, что она не допустит дальнейшей агрессии Путина. И пойдет ли Россия на нас — это зависит от нас с вами. Прежде всего должно быть четкое определение, что президент — это главнокомандующий Вооруженных сил Украины, потому что в условиях военной угрозы, когда нужно организовать оборону страны, то в соответствии с законодательством Украины, это делает не министр обороны или Генеральный штаб. Это ответственность президента. Именно он принимает решение и отдает приказы. А министр обороны на этот период отходит в сторону, президент напрямую управляет оборонным ведомством. Нужно, чтобы эта работа была эффективной, а не сводилась к той мантре, которая была: «Стоять, не провоцировать». Тогда Путин не пойдет.

— То есть стратегия «не провоцировать» была ошибочной?

— На самом деле Крым сдали. Я об этом не единожды говорил. На первоначальном этапе, когда около ста вооруженных людей захватывали здания Совета министров Крыма и Верховный Совет Крыма, нужно было сразу же направлять туда спецподразделения для обезвреживания боевиков и не допускать, чтобы под дулами автоматов принимались неконституционные решения, как например референдум о присоединении к России. И в этом случае ответственность — на исполняющем обязанности президента и главнокомандующего Вооруженными силами Украины Александре Турчинове.

Я говорю только языком фактов: лишь 7 апреля был назначен руководитель антитеррористического центра при СБУ. Турчинов должен был это сделать 40 дней тому назад. И должна была быть спланирована и проведена такая операция. А дальше все разговоры о том, что не надо провоцировать, дескать, Путин только и ждет провокаций — были абсолютно неправильными и неоправданными, поскольку все это закончилось трагически для Украины. Имеем теперь в Крыму: русский язык, русская конституция, русские законы и рубль. А гражданам, которые не хотят быть под русской короной, сейчас чрезвычайно тяжело, им необходима помощь.

Стратегия, которая применялась с Крымом, была проигрышной, и за это должны понести ответственность.

— Ваша позиция не совпадает с официальной позицией руководства страны. Возможно ли, что вас не только не будут слушать и воспринимать руководители государства, но и мешать вам, например, реализоваться в президентской кампании?

— Если бы моя точка зрения была только моей, то это можно было бы пережить. Кстати, когда я предлагал свои решения, то они не реализовывались. Когда я предупреждал, к каким последствиям это приведет, то меня не слышали. К сожалению, случилось то, о чем я предупреждал — Крым отобрали. И это же не проблема не личностных отношений, а проблема безответственности всего руководства. В армии как сказано: не знаешь, как действовать, действуй по закону. И в соответствии с законодательством, президент обеспечивает (обращаю внимание — обеспечивает) неприкасаемость границ государства и безопасность страны. Президент Турчинов не обеспечил этого, а значит, он должен уйти. Независимо от того, какой это человек: не обеспечил — должен идти вон! Уступи место тем, кто может обеспечить законность. А кто мне будет мешать или не мешать — меня это меньше всего волнует. Моя позиция открытая, искренняя и аргументированная, и я надеюсь, что ее услышат.

— Наверняка, вы видите главные шаги во внутренней и внешней политике?

— Ясно, что я человек подготовленный, имею образовательный уровень, и, на мой взгляд, умею работать даже в сложных условиях. Не важно — было ли это на посту министра обороны, руководителя Центра имени или главы комитета по вопросам национальной безопасности и обороны — я умею организовывать людей и быстро достигать результата. Когда меня во время публичных дебатов спрашивали — готов ли я отвечать за оборону и спокойствие людей, я ответил — да. И если бы в парламенте большинство людей было бы ответственным, то приняли бы кадровое решение, поблагодарив Турчинова за его «работу», и назначили бы человека, который бы взял на себя ответственность, а главное был бы способен обеспечить оборону страны. Имею в виду спикера. Ведь в условиях, когда фактически нет легитимного президента, руководит Вооруженными силами Украины и национальной безопасностью председатель Верховной Рады. Я лично готов взять на себя такую ответственность. Но, поскольку взять сейчас на себя ответственность руководством Вооруженных сил страны представляется возможным только путем президентства, то я выдвинул свою кандидатуру. Готов выполнять свою работу, если люди меня поддержат.

— Есть пословица: хорошего руководителя характеризируют хорошие заместители. У вас уже есть своя команда, с которой вы идете на выборы?

— Когда меня в 2005 году назначили на пост министра обороны, в моей команде было пять человек. Уже через два часа весь состав министерства обороны имел четкий план, что мы должны делать. За два года и десять месяцев мы навели большой порядок в армии и в ее численности. Команда формируется и по ходу, ведь мы понимаем, что полномочия президента — это, прежде всего, отвечать за министерство обороны, министерство иностранных дел и силовиков, а правительство формирует Верховная Рада. Поэтому кандидатуры на посты, за которые отвечает президент, будут назначены быстро. Я уже сказал публично, что в случае моего выхода во второй тур, я сразу же назову этих людей. Скажу сразу: я не сторонник того, что кандидатуры должны распределяться по партийной квоте. Это ошибочная кадровая политика. На должностях должны быть профессионалы, даже, если хотите, технократы, люди, которые не думают о рейтингах, а думают о результате.

Нужно выходить из кризиса, поднимать производство для решения социальных проблем, которые волнуют человека каждый день, и решать проблему серьезной военной угрозы на Юге и Востоке страны. Все кандидатуры, которые идут по квоте президента, будут назначены.

— Будущему президенту, так или иначе, придется вести диалог с политическими силами, которые сейчас представлены во власти. С какими из них видите сотрудничество вы?

— Ключевое здесь — прозрачность, публичность. Я противник под коверных и закулисных «терок». Мы уже видим, чем они закончились. Формально большинство — 258 депутатов — есть, а реально — нет. Голосования в парламенте проваливаются. Кто-то что-то делит, а кто-то кого-то шантажирует. Кто-то выбивает себе должности, а кто-то — бюджет. Поэтому после избрания президента — откровенный, публичный разговор, где будет обозначен круг задач и пути их решения.

На переходном этапе с нынешним парламентом работать можно, но первоначальная задача — проведение досрочных парламентских и местных выборов, для того, чтобы, в конце концов, перезагрузить власть. Поскольку при власти остаются те, кто либо воровал, либо довел коррупцию до стадии (выражаясь медицинским термином) метастаз. Досрочные выборы позволят прийти в парламент тем людям, к которым есть доверие. А у президента (через силовые ведомства) будет достаточно влияния заставить парламент работать эффективно, в интересах государства, а не олигархов, которые стоят за той или иной фракцией. Олигархи будут заниматься созданием рабочих мест и выпуском продукции, а на Банковой им делать нечего.

Источник:Алексей Комаровский для The Kiev Times