Земля не для всех: что означает приняты Радой земельный закон – газета «Харьковские известия»

07.04.2020 03:18   -
Автор:
Момент для этого представился крайне удобный — коронавирус и тотальный карантин, при которых нельзя проводить массовые акции протеста. Параллельно население и депутатов пугали дефолтом, если мы не выполним требования МВФ. И на фоне экономического кризиса, который разворачивается из-за коронавируса, к такой аргументации стали прислушиваться.
ГЛАВНЫЕ НОРМЫ ЗАКОНА
1. Мораторий на продажу земли отменят в июле 2021 года. То есть именно тогда реально заработает закон.
2. С момента снятия моратория и до 2024 года землю будут продавать не более ста гектаров в одни руки. Потом — до 10 тысяч гектаров в одни руки. Это очень много. К примеру, площадь Чернигова — 8 тысяч гектаров. То есть землевладельцы смогут скупать огромные участки земли. Правда, в первоначальной версии законопроекта хотели продавать и вовсе по 200 тысяч гектаров. Видимо, специально оставляя поле для компромисса.
3. С 2024 года начнется продажа земли юридическим лицам. А до того момента землю смогут покупать только физлица — граждане Украины.
4. С 2024 года откроют к продаже и государственную землю. То есть угодья, которые долгие годы были объектами коррупционных схем и дойной коровой для чиновников, как раз еще три года трогать никто не будет.
5. Вопрос, пускать ли иностранцев на рынок, будет решаться на референдуме («Слуги народа» говорят, что он может пройти еще до конца этого года).
При этом иностранцы, даже если референдум им позволит, не смогут покупать землю ближе 50 километров от госграницы.
Еще один запрет — для иностранных госкомпаний, а также офшорных фирм, чьих бенефициаров невозможно установить.
Купить украинскую землю также не смогут юрлица из стран, которые не сотрудничают в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и компании под санкциями.
6. Арендатор земли имеет преимущественное право ее выкупа. Эта норма перечеркивает лозунги «слуг народа» о том, что украинцев сделали свободными собственниками. Учитывая, что практически все угодья уже в аренде у агробаронов, а также у местных элит (чиновников, силовиков и криминалитета), то они же ее и скупят без всяких аукционов — цену будут формировать государственные оценщики. На чью оценку смогут влиять, конечно, куда сильнее аграрные олигархи, чем простые украинцы.
Кроме того, выплачивать за землю агробаронам позволили в десятилетнюю рассрочку.
Причем даже если арендатор сам землю покупать не захочет, он сможет передать (а по сути продать) право преимущественного выкупа другому лицу. Всего лишь письменно уведомив владельца земли.
Эта норма специально принята под запрет продажи юрлицам. Так как арендуют землю, как правило, юрлица, а значит, они до 2024 года землю покупать не смогут. Но теперь, благодаря этой норме закона, они смогут передать право на покупку своему подставному физлицу.
Таким образом, данная норма лишает собственников земли свободно ее продавать на рынке, что, естественно, будет снижать ее стоимость. И эта же норма фактически цементирует латифундистскую основу украинского аграрного сектора. Так как именно нынешние крупные арендаторы и станут со временем владельцами земли (причем сначала произведут выкуп через подставных лиц).
А уже когда-нибудь потом, когда они окончательно оформят права собственности на многие тысячи гектаров, вероятно, поднимется вопрос о том, что иностранцам тоже нужно продавать землю, и запрет снимут, чтоб агроолигархи смогли перепродать ее по более высокой цене.
7. Банки (в том числе и с иностранным капиталом) смогут владеть землей, если отобрали ее как залог под кредит. Но в течение двух лет банк обязан будет продать свой надел на аукционе.
8. Минимальная цена, по которой можно будет продавать землю, будет устанавливаться оценщиками до 2030 года. Далее рынок уже станет свободным.
Несмотря на все поправки, против закона выступают многие аграрии. Они считают, что нельзя открывать рынок земли в момент глубокого экономического кризиса, когда стоимость любых активов резко уменьшается.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ
Впрочем, кроме экономического, есть и политический поворот, связанный с земельным законом. Это оформившаяся коалиция между «Слугой народа», «Европейской солидарностью» и «Голосом».
То есть победители выборов объединились с проигравшими — теми, кому народ отказал в праве управлять страной.
Это произошло потому, что «Слуги народа» своими силами принять документ не смогли, дав только 206 голосов. Судя по земельному и другим голосованиям, монобольшинство испаряется.