Завтра была война

21.06.2013 09:39   -
Автор:

В июле 1940 г. Гитлер начал разрабатывать план вторжения на территорию Советского Союза. Вторжение в СССР было оговорено в Директиве № 21. Разрабатывался план под руководством генерала Фридриха Паулюса, который был утвержден 18 декабря 1940 г. Нападение назначалось на 15 мая 1941 г. Однако из-за отвлечения сил на Балканскую кампанию дату перенесли на 22 июня. Окончательный приказ был отдан 17 июня 1941г.

Общая стратегическая задача плана «Барбаросса» — «нанести поражение Советской России в быстротечной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии». В основу замысла была положена идея «расколоть фронт главных сил русской армии, сосредоточенной в западной части страны, быстрыми и глубокими ударами мощных подвижных группировок севернее и южнее Припятских болот и, используя этот прорыв, уничтожить разобщенные группировки вражеских войск».
Советское руководство предпринимало определенные действия, однако, о смысле и цели которых до сих пор ведутся дискуссии. В конце мая — начале июня 1941 года было произведено частичное отмобилизование войск под видом учебных сборов запаса, что позволило призвать свыше 800 тыс. человек, использованных для пополнения дивизий, расположенных в основном на Западе; с середины мая из внутренних военных округов началось выдвижение четырех армий (16-й, 19-й, 21-й и 22-й) и одного стрелкового корпуса к рубежу рек Днепр и Западная Двина. С середины июня началась скрытая перегруппировка соединений самих западных приграничных округов: под видом выхода в лагеря было приведено в движение более половины дивизий, составляющих резерв этих округов. С 14 по 19 июня командования западных приграничных округов получили указания вывести фронтовые управления на полевые командные пункты. С середины июня были отменены отпуска личному составу.
Была принята последняя директива мирного времени (называлась она Директива № 1) следующего содержания:
«Военным советам ЛВО, ПрибВО, ЗапВО, КОВО, ОдВО.
Копия: Народному комиссару Военно-Морского Флота.
1. В течение 22–23.6. 41 г. возможно внезапное нападение немцев на фронтах ЛВО, ПрибВО, ЗапВО, КОВО, ОдВО. Нападение может начаться с провокационных действий.
2. Задача наших войск — не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения. Одновременно войскам Ленинградского, Прибалтийского, Западного, Киевского и Одесского военных округов быть в полной боевой готовности, встретить возможный внезапный удар немцев или их союзников.
3. Приказываю:
а) в течение ночи на 22.6.41 г. скрытно занять огневые точки укрепленных районов на государственной границе;
б) перед рассветом 22.6.41г. рассредоточить по полевым аэродромам всю авиацию, в том числе и войсковую, тщательно ее замаскировать;
в) все части привести в боевую готовность. Войска держать рассредоточенно и замаскированно;
г) противовоздушную оборону привести в боевую готовность без дополнительного подъема основного состава. Подготовить все мероприятия по затемнению городов и объектов;
д) никаких других мероприятий без особого распоряжения не проводить.
21.6.41 г. Тимошенко. Жуков.»
Передача директивы в округа была закончена в 00.30 мин. 22 июня.
Однако в войсках она была получена слишком поздно.
Нападение нацистской Германии на СССР началось в 3 часа 15 минут, когда на границе еще не везде наступило утро. Тысячи немецких орудий открыли ураганный огонь по заранее разведанным целям на советской земле. Немецкая авиация вторглась в воздушное пространство СССР на глубину 250–300 км от границы и обрушила бомбовые удары по советским аэродромам, железнодорожным узлам, военно‑морским базам и мирным городам. Используя внезапность нападения, противник сразу же добился крупных успехов. В первый день войны советские ВВС потеряли 1200 самолетов. Серьезные потери понесли танковые, артиллерийские и другие войска. Но там, где нападение противника было встречено в полной боевой готовности, агрессор получил отпор.
Вторжение производилось тремя группами армий:
— Север (командующий генерал-фельд­маршал Вильгельм Риттер фон Лееб) — место действия Прибалтика и захват Ленинграда, порты в Балтийском море — Таллинн и Кронштадт.
— Центр (командующий — генерал — фельдмаршал Федор фон Бок) — место действия Белоруссия, наступление на Москву.
— Юг (командующий — генерал-фельд­маршал Герд фон Рунштедт) — место действия Правобережная Украина, Днепр.
Всего же Германия и ее сателлиты сосредоточили — 190 дивизий (в т.  ч. 19 танковых и 14 моторизированных). Группировка насчитывала 5,5 млн. чел., около 4300 танков и штурмовых орудий, 47,2 тыс. орудий и минометов, 4980 боевых самолетов и свыше 190 боевых кораблей.
Противостояли им 4 фронта, созданные на базе военных округов, находившихся на западной границе.
— Северо-западный (командующий генерал-полковник Ф. И. Кузнецов), был создан в Прибалтике.
— Западный фронт (командующий – генерал армии Д. Г. Павлов) был создан в Белоруссии.
— Юго-Западный фронт (командующий – генерал-полковник М. П. Кирпонос), был создан в Западной Украине.
— Южный фронт (командующий – генерал армии И. В. Тюленев).
– Балтийский флот (командующий – адмирал В. Ф. Трибуц).
– Черноморский флот (командующий – вице-адмирал Ф. С. Октябрьский).
О том, что происходило в Харькове, пишет в своих воспоминаниях генерал армии Алексей Епишев, во время начала войны — 1-й секретарь Харьковского обкома и горкома партии КП(б)У, с июля 1941 г. — комиссар Харьковского корпуса народного ополчения:
«22 июня 1941 г. в 4 часа утра на квартиру позвонил командующий войсками Харьковского военного округа генерал-лейтенант А. К. Смирнов. Он сообщил тяжелую весть о разбойничьем нападении немецко-фашистских захватчиков на мирный советский народ.
… Утром 22 июня 1941 г. было срочно созвано объединенное заседание бюро городского и областного комитетов партии с участием секретарей райкомов и партийного актива города и области. На повестке дня был один вопрос — о переходе на военное положение и перестройке всей работы на военный лад с целью оказания максимальной помощи советским вооруженным силам.
В тот же день четко и оперативно начали осуществляться первые мобилизационные мероприятия. По городу и области была быстро создана сеть призывных пунктов. В части Красной Армии направлялись первые тысячи призывников. Были оборудованы агитпункты, в которых имелись радио, газеты, материалы наглядной агитации.
В первые дни войны десятки тысяч харьковчан влились в ряды воинов. Около 19 тысяч коммунистов и свыше 86 тысяч комсомольцев Харьковской области ушли на фронт.
В той обстановке одна из коренных задач, которую предстояло незамедлительно решить партийным и советскими органам, состояла в том, чтобы перевести промышленные предприятия, все народное хозяйство города и области на военные рельсы.
В очень сжатые сроки коллективы промышленных предприятий освоили выпуск необходимых для фронта боевой техники и военного снаряжения.
14 июля 1941 года бюро Харьковского горкома партии приняло решение о создании корпуса народного ополчения.
В конце сентября 1941г. сложилась тяжелая обстановка. Войска Юго-Западного и Южного фронтов после ожесточенных оборонительных боев на Левобережной Украине отступали к Харькову, Донбассу и Крыму. Гитлеровские войска все ближе подходили к Харькову. Над городом нависла неизбежная угроза.
В октябре 1941 года развернулись упорные и ожесточенные бои на ближних подступах к Харькову. 24 октября части Красной Армии, выполнив приказ командования, оставили город».
Это было время трудностей, но и время возможностей, когда проявленные мужество и стойкость, готовность к самопожертвованию выразились в героизме людей, став массовыми не только на фронте, но и в тылу. Эти люди стали примером стойкости и мужества, источником силы и вдохновения для всех последующих поколений.
До победного мая 1945 г. харьковчанам пришлось пережить трудные военные годы. Прошло много лет, но время не властно над памятью о героических событиях.