За комфорт надо платить

05.08.2013 09:44   -
Автор:
Первый раз билеты подорожали в прошлом году, когда Министерство инфраструктуры Украины подписало приказ «Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом во внутригосударственном сообщении», вступивший в силу 2 апреля 2012 года. Приказ министерства предполагал постепенный рост тарифов, с тем чтобы до конца года, по сравнению с началом, стоимость проезда в купе увеличилась на 14,3 %.
Новая волна подорожания железнодорожных билетов началась в июле 2013 года. Согласно приказу Министерства инфраструктуры Украины № 413 от 19 июня 2013 года, стоимость поездки во внутреннем сообщении повысилась на 10 %. В международном сообщении стоимость увеличилась на 5 %. Тарифы на пассажирские перевозки в вагонах первого, второго и третьего классов поездов категории «Интерсити», второго класса поездов «Интерсити+» остались без изменений. Помимо этого документом введена категория поездов «Ночной экспресс» с коэффициентом стоимости проезда 1,2.
Как отметила начальник финансово-экономической службы Южной железной дороги Валентина Журавель, подорожание является незначительным, а все средства от повышения цен пойдут на улучшение качества перевозок.
«Эти деньги пойдут на приобретение запасных частей, ремонт вагонов, улучшение их качества. Мы вынуждены были пойти на это повышение для того, чтобы улучшить качество перевозок пассажиров. Наши люди достойны большего», — рассказала В. Журавель.
Она также подчеркнула, что подорожание ни в коем случае не отменяет льготного проезда, который предусмотрен для ветеранов войны и пенсионеров.
Рост тарифов обусловлен и необходимостью уменьшения перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых.
По официальным данным, убытки «Укрзализныци» от пассажирских перевозок только в первой половине этого года составили около 3,5 млрд. грн.
Следующий этап повышения цен наступит 1 октября. И вновь стоимость билетов вырастет на 10 %.
На сегодняшний день цена билета складывается из нескольких составляющих: тариф, страховка, НДС, комиссионный сбор, постель и прочее.
Но, стоит напомнить, что вступивший в силу 2 апреля приказ Министерства инфраструктуры Украины также определил, так называемый, календарный коэффициент, который предполагает, что окончательная цена железнодорожного билета с апреля зависит от месяца и дня недели. Здесь речь уже идет о билетах во все категории вагонов (СВ, купейные, плацкартные, общие, в первый, второй и третий классы скоростных поездов), кроме электричек. На коэффициент будет умножаться не цена билета, а тариф, который является одной из составляющих стоимости билета, наряду с НДС, страховкой и так далее.
Самый большой коэффициент будет действовать летом — с 1 июня по 31 августа. Самый маленький — 31 декабря.
Также на цену билета теперь будет влиять и день недели, в который пассажир садится в поезд. Эти коэффициенты также касаются всех категорий вагонов, кроме электричек. Например, в понедельник, четверг и субботу коэффициент не учитывается, во вторник и среду он составляет 0,9, в пятницу и воскресенье — 1,1.
По словам начальника пресс-центра ЮЖД Лилии Двоскиной, цены на железнодорожные билеты последний раз менялись в 2009 году. При этом в зависимости от времени года и дня недели стоимость билета может быть меньше, чем до повышения тарифов на проезд в купе.
Возьмем к примеру, поезд № 63 Харьков–Киев. До подорожания купейный билет (тариф, страховка, НДС, комиссионный сбор, постель) стоил 141 грн. 74 копейки. В период со 2 апреля по 27 апреля (с учетом календарного коэффициента) купейный билет будет стоить от 140 до 165 грн. (в зависимости от дня недели), плацкартный — от 63 до 71 грн.
А вот в случае задержки поезда более чем на час либо отмены рейса, согласно соответствующему документу, пассажир имеет право потребовать компенсацию.
«Размер выплаты составляет 3 % от стоимости проезда за каждый «просроченный» час. Максимальный размер суммы не может превышать цену билета. Для получения компенсации необходимо обратиться в суд по месту нахождения компании-перевозчика. При этом на досудебном этапе пассажир должен подать перевозчику претензию в письменном виде в течение 45 дней после инцидента. Письменно подтвердить ее рассмотрение железнодорожники обязаны в течение 30 дней. Без этого иск будет отклонен», — отметила Валентина Журавель.