Все крылья в гости будут к нам!

27.05.2015 07:13   -
Автор:
17 апреля 1930 года был подписан приказ о создании в первой столице Украины ведущего вуза подобного профиля, но девятый десяток лет по традиции день рождения его бывшие и нынешние обитатели празднуют в последнюю субботу мая. Так будет и теперь: с хитроумными приветствиями, смешными развлечениями, зажигательными танцами и скромным фейерверком. Эй, крылатые, поздравляем!
А рассказ пойдет не о дне открытых дверей в ХАИ, не о его истории и даже не о приоритете вуза в период вступительной кампании для абитуриентов, — интересующиеся запросто узнают обо всем этом из всемирной сети. Из предлагаемого интервью — уже не только интересующиеся, но и грамотные — сделают свои выводы: сосредоточась на главном деле студента ХАИ — учебе, здесь еще нужно учиться и отделять зерна от плевел, вовремя расставлять приоритеты в дружбе и социуме, оставаться верным своей профессии. Тогда со временем вполне можно стать в одном ряду со многими именитыми авиаконструкторами, испытателями, а то и космонавтом, окончившими этот вуз, или быть ректором в alma mater, как доктор технических наук, профессор Владимир Кривцов, и о любимом деле говорить без «как бы», «по-любому», «по полной» и прочего «креативизма», а кратко, ясно, доходчиво, словно доказывая теорему или выводя формулу — изящную и безупречную по своему математическому или физическому смыслу.
— Наш ХАИ в свое время был одним из крупнейших вузов СССР, — говорит Владимир Станиславович. — Хотя нам уже запретили произносить аббревиатуру «СССР»… Но он действительно был таковым! Его и называют в основном по-прежнему: ХАИ.
— Действительно! Вуз-то был открыт не в Люксембурге или Вильнюсе. Это все равно что написать 2 х 2 = … Ни историк, ни математик такого «вывода» никогда себе не позволит.
— Конечно! Их таких, базовых, было всего два на весь Союз: Харьковский авиационный и Московский авиационный. Да, были еще Куйбышевский и Казанский, но они — в меньшей степени. Наши же приемные комиссии располагались не только в Украине, но и в Улан-Удэ, Приморском крае, Бийске, Алма-Ате, то есть на всей шестой части суши Земли — молодые люди отовсюду учились у нас. Потом очень многие уезжали работать по распределению, практически 70–75 % специалистов мы готовили не для украинских предприятий, а для всех предприятий Союза.
— А теперь?
— Теперь, после 1991 года, вуз окончил подготовку граждан наших братских республик и начал подготовку граждан иностранных. Сначала было открыто подготовительное отделение, потом и факультет по их подготовке. В настоящее время в связи с событиями в Украине количество студентов-иностранцев немного уменьшилось, но до этого у нас была почти четверть учащихся — граждане дальнего зарубежья. Поэтому если обратиться к относительным цифрам, то сейчас ХАИ один из крупнейших украинских вузов с точки зрения популярности у иностранцев.
— Профессор, сейчас к вам легче поступить, чем в ваше время, или наоборот?
— Легче, потому что не только в нашей стране, но и во всем мире за прошедшие лет 20 интерес у молодежи к инженерным специальностям упал. Больший интерес вызывает экономика, социология, политология, программирование, менеджмент — вот то, к чему молодежь стремится. Там легче учиться, потому что нет действительно большого объема математики, физики и других фундаментальных дисциплин. Хотя мы ежегодно набираем абитуриентов не только на бюджетные места, но и по контракту. В прошлом году, например, на специальность «телекоммуникационные системы» был самый высокий конкурс в Украине, выше, чем в КПИ и других вузах, где есть эта специальность.
— А как педагог и научный работник вы полагаете, это хорошо для развивающейся страны, когда доминируют перечисленные специальности, а не инженерные профессии?
— Нет. Я считаю, что в последнее время у нас и школьное образование слабее стало, ниже требования, очень часто все меняется, я имею в виду профессиональный подход к методам обучения. Раньше ведь и школьные программы, и университетские отрабатывались годами, а созданный каким-либо коллективом учебник проходил такое чистилище, что по нему успешно несколько поколений учились. А сейчас требование такое: никто не получит ученое звание профессора, если нет учебника или учебного пособия, поэтому издается огромное количество подобной литературы, но качество ее зачастую оставляет желать лучшего. Посему и пользуются спросом у студентов в библиотеке те, традиционные, которые писались тогда. Особенно это касается технических дисциплин. Конечно, если это экономика, понятно, что та экономика и нынешняя — совершенно разные вещи, и тут нужен новый учебник, но, если брать математику, материаловедение или что-то в этом роде, должна быть классика, и учиться нужно по ней. Это проверено десятилетиями, а то и столетиями. И, когда начинаются новые трактовки, или что-то подобное в той области, где для этого нет оснований, ни к чему хорошему это не приводит. Сие относится и к школьным, и к университетским учебникам. А вообще, на мой взгляд, не просто школьная подготовка была лучше как таковая, в определенный вуз абитуриенты шли более осознанно. Сейчас в связи с тем, что можно подавать заявления сразу в несколько университетов и на разные специальности, сплошь и рядом приходится сталкиваться с ситуацией, когда абитуриент подал документы в юридический, в медицинский, в авиационный и сельскохозяйственный одновременно. Можно ли говорить о том, что у него есть тяга к определенной, давно избранной им профессии?! Наверное, нет. Он просто куда-то попадает, а не поступает по желанию. А раньше, когда он знал, что может поступать только в один вуз, он более осознанно делал свой выбор, заранее его продумывал. И, к сожалению, теперь достаточно большой процент таких студентов. Конечно же, с ними работать значительно сложнее, у них нет мотивации к хорошей учебе, они не видят себя в будущей профессии.
— Раньше ХИРЭ, ХАИ были закрытыми вузами, своих не всех принимали, не то что иностранцев… Как же вы теперь бережете секретные и совсекретные документы, лаборатории, курсы?
— И совсекретное, и секретное у нас и было, и до сих пор остается: закрытые лаборатории, закрытые курсы и т. д. А для иностранных студентов есть альтернатива: для них доступны и открытая литература, и открытые лаборатории, то есть мы держим паритет, чтобы они получали необходимые знания, но в рамках законодательства, связанного с ограничением к доступу информации. Здесь нет проблем.
— А можете ли вы похвастать чем-либо из новых студенческих достижений?
— Практически ежегодно кто-то из наших молодых ученых становится лауреатом премии Президента Украины для молодых ученых, это — аналог Государственной премии для них. Так было и в позапрошлом году, и в прошлом, и в этом году мы подали документы на один из коллективов, сейчас они в стадии рассмотрения в Комитете по государственным премиям. Говорить о каких-то студенческих разработках было бы, наверное, громко, потому что у студента основная задача — учиться, и те студенты, которые осознанно сделали выбор специальности, учатся нормально и с интересом. Особенно в этой связи радует то, что наши студенты мало занимаются всякими митингами и политическими вопросами — они учатся, получают профессию. То есть у нас это не запрещено, но студент, придя в университет, должен учиться — это его основная задача, получать знания и становиться специалистом. В свободное время, если это не мешает учебе, он может пойти куда угодно. Но когда идет учебный процесс, он должен учиться! Для этого, конечно, мы пытаемся создавать соответствующие условия. Несмотря на то, что за все годы независимости Украины финансирования целевого у вуза практически не было для того, чтобы обновить материально-техническую базу, нам удается за счет заработанных университетом средств обновить мебель, сделать ремонт, благоустроить территорию, создавать в лабораториях новые учебные стенды. Естественно, и в общежитиях, которые вокруг университета расположены, тоже ежегодно проводим ремонт. Для этого вот уже несколько лет формируем стройотряд: летом студенты работают в стройотряде, выполняют ремонтные работы и получают за это зарплату.
— То есть вы по Градскому «яростный стройотряд» возродили?! А далеко он ездит?
— Далеко не ездит, мы его создаем для собственных нужд, постоянно держать строительную бригаду нецелесообразно. Ремонтные работы ведь в основном проводятся в летний период, когда нет учебного процесса, а зарплату людям нужно платить в течение года, нанимать же их на два месяца, а потом увольнять — не хорошо. Поэтому у нас есть несколько специалистов, а для менее квалифицированных работ подключается стройотряд, выполняет достаточно большой объем строительных, ремонтных работ в общежитиях, на территории университета, в учебных корпусах. Например, бригада женщин-садоводов работает у нас по такому же принципу: в весенне-летний период они — садовники, ухаживают за цветниками на территории, а в осенне-зимний — гардеробщицы в корпусах, и таким образом люди получают зарплату круглый год.
— Вот это менеджмент! И все-таки, Владимир Станиславович, болезненный вопрос: куда от вас после народ пойдет работать? Приказ о расторжении договоров о военно-техническом сотрудничестве подписан, самолетостроение, извините, — туда же…
— Дело в том, что наши выпускники не только остаются работать на украинских предприятиях, многие уезжают в Европу, Америку, хорошо там устраиваются, диплом наш признают во всем мире и качество подготовки достойное. Мы ведем подготовку по системе двойных дипломов с Туринским университетом, когда два года студенты учатся у нас, потом в Турине, получают там диплом бакалавра и могут дальше на магистра претендовать. Аналогичные отношения с Магдебургским университетом, с Китаем, где сейчас учатся наши и студенты, и аспиранты, и те, кто уже окончил аспирантуру, зачастую остаются там работать, потому что условия оплаты труда и востребованность наших специалистов там больше, чем в Украине.
— Конечно, за них нельзя не порадоваться, но получается, наше прекрасное образование, по крайней мере, в ХАИ, за наши же денежки с успехом работает не на нас, а на кого-то?!
— Да, потому что и авиация, и космонавтика во всем мире считаются одними из наиболее высокотехнологических отраслей. И если какая-то страна имеет такой задел, фактически полный цикл создания авиационной и ракетно-космической техники, то ее государственная политика нацелена на поддержку этих отраслей, поскольку они обеспечивают не только высокие поступления в бюджет, но и дают толчок к развитию других отраслей. А то, что впервые применяется в авиации и космонавтике, после как технические решения и материалы распространяется на другие отрасли, в которых также в результате есть определенный прогресс.
— И потом это престижно!
— Конечно! У нас, к сожалению, такого нет. Потому авиаперевозчики в Украине как государственные, так и не государственные предпочитают покупать подержанные самолеты «Боинг», «Бомбардье» или еще что-то, а не украинские самолеты, хотя они не уступают, а зачастую даже лучше покупаемых перевозчиками. Ну в какой стране мира еще может такое быть?! Если в Америке авиакомпания купит не «Боинг», а конкурирующей фирмы самолет из другой страны, это будет позор на всю страну! Там просто не будут пользоваться услугами этой авиакомпании. У нас же ничего подобного нет. И реальной государственной поддержки у этих предприятий тоже практически нет, они просто выживают. Выживают только благодаря тому, что у них достаточно квалифицированное и грамотное руководство. А самолет для того, чтобы продать, нужно изготовить, и самолет в мире покупают так же, как автомобиль: пришли в магазин, увидели и сказали: «Да, хочу вот этот!» И покупают тогда, когда он уже есть — готовый! А для того, чтобы его построить, нужно вложить немалые деньги. А где эти деньги взять предприятию, если нет ни финансирования, ни кредитования государственного? В коммерческих банках очень высокий процент, так что по-другому не получается. То же касается ракетной техники. То, что сейчас обострилась ситуация с Россией, конечно, явилось очень сильным ударом по промышленности вообще, не только авиационно-космической, поскольку экспортный потенциал Украины в основном был нацелен на Россию… Ну вот КБ «Южное», наш флагман ракетостроения, продолжает работать, они перешли в основном на зарубежные заказы, из бюджета Украины финансирование минимальное. Они с удовольствием берут наших выпускников. Кроме того, есть ХАЗ, есть ГП «Антонов», АО «Мотор-Сич», КБ «Прогресс» и многие другие предприятия, которые сейчас занимаются разработкой и созданием новых самолетов, вертолетов и двигателей, они также являются потребителями наших специалистов. А грамотные инженеры нужны не только в этих отраслях — везде. Поскольку наши выпускники хорошо владеют современными информационными технологиями, проектированием этих сложных систем, они хорошо адаптируются к любому объекту проектирования, и работу находят практически все. Это же касается и наших программистов, о которых в Украине очень высокого мнения.
— Тем не менее наши харьковские «Протон» и «Импульс» сошли на нет.
— А вы назовите хоть одно промышленное предприятие, успешно работающее в Украине!
— Не назову, к сожалению.
— Ну вот, и я не назову. Я не слышал о том, чтобы хоть кто-то из них последние пару лет успешно работал. Нет. На 30–40 % в лучшем случае загружены их производственные мощности, а люди работают не полную неделю.
— Хоть слышать подобное от человека с вашим статусом, Владимир Станиславович, очень грустно, несомненным остается главное: несмотря на чье-то лобовое сопротивление, подъемная сила крыла ХАИ по-прежнему высока!..
— Да. И, несмотря ни на что, мы уверены, что в ближайшее время ситуация изменится к лучшему не только в аэрокосмической отрасли Украины, но и в стране в целом. Альтернативы у нас нет. Нужно только работать.