В ноябре начнет действовать закон «Об электронных доверительных услугах»

03.10.2018 12:53   -
Автор:
В законе сказано, что электронной услугой считается любая услуга, которая предоставляется через информационно-телекоммуникационную систему, то есть через интернет. Доверительной электронной услугой, или трастовой услугой, в законе называются услуги по созданию, проверке и хранению цифровых электронных подписей. Но гораздо важнее, как это может изменить жизнь обычных людей.
Речь идет о том, что после полноценного вступления в силу этого закона многие вопросы, которые сейчас требуют личного присутствия человека в разных учреждениях для идентификации его личности, можно будет решить по интернету. В скором времени нам не придется писать заявлений, расписываться, показывать паспорт. Не нужно будет ходить за справками и относить документы, простаивая в очередях. Не нужно будет посещать банк, чтобы открыть там счет, или нотариуса, чтобы заверить документ. Все это можно будет сделать, как говорится, не вставая с дивана или офисного кресла. При одном условии: если человек получит собственную электронную подпись и ключ.
Закон об электронных доверительных услугах был принят Верховной Радой в октябре прошлого года и вступает в силу с 7 ноября 2018-го. Этот год понадобился, чтобы разработать механизмы, порядки, другие подзаконные акты, которые необходимы для того, чтобы закон начал работать.
Фактически в Украине внедряется модель взаимодействия бизнеса и органов власти, принятая в Европейском Союзе. Ожидается, что это не только упростит жизнь людям, но и послужит толчком для активного развития интернет-бизнеса и экспорта. 19 сентября Кабмин утвердил Порядок использования электронных доверительных услуг в органах государственной власти, органах местного самоуправления, предприятиях, учреждениях и организациях государственной формы собственности. В частности, очертил требования к органам власти по ведению учета, хранения и уничтожения скомпрометированных личных ключей чиновников. Так что вскоре во всех органах власти появятся отделы и службы, которые будут заниматься организацией электронных доверительных услуг. В конце сентября были утверждены изменения в Положение об Администрации Госспецсвязи, связанные с электронной подписью. Это ведомство будет осуществлять госконтроль за соблюдением норм законодательства в сфере электронных доверительных услуг. А на днях Национальный банк разместил на своем сайте проект постановления “О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты”, который также предлагает клиентам всех украинских банков ряд новшеств, связанных с новым законом. Например, при открытии счетов для субъектов бизнеса (юрлиц, физлиц-предпринимателей и т.п.) не нужно будет в банке показывать паспорт. Вместо паспорта вполне подойдет электронная подпись.
Также проект постановления НБУ устанавливает порядок использования электронных подписей на документах (в том числе на расчетных), отменяет обязательную норму насчет подачи в банк карты с образцами подписей для некоторых категорий и др.
Напомним, что после вступления в силу нового закона в Украине появятся новые виды электронных подписей – “квалифицированная электронная подпись” и “усовершенствованная электронная подпись”. У них будут разные функции и сферы применения, но эти подписи будут обладать более высокой степенью защиты, чем подписи, действующие сейчас. Предполагается, что именно повышенная степень надежности и позволит электронным подписям стать полноценной заменой паспортам, фотографиям, а тем более – обычным подписям, сделанным шариковой ручкой. Кроме всего прочего, после того, как закон начнет полноценно работать, смогут активнее развиваться технологии BankID и MobilID. То есть проходить идентификацию можно будет также с помощью банковских карточек и мобильных телефонов.