Украинцы выбрасывают на помойку еды на 5,5 млрд грн.

11.05.2012 16:24   -
Автор:

Из этого объема треть отсортировывается в процессе производства, еще треть выбрасывают розничная торговля и кулинария. Оставшиеся 35-40% отправляют в мусор уже непосредственно в отечественных домохозяйствах.

Основные проблемы производителей и торговли – неэффективные методы сбора урожая, слабый контроль и логистика (перевозка, хранение). Избыток урожая овощей и картофеля в сезоне 2011/2012 составил свыше 2,2 млн тонн, в частности, излишек картофеля на рынке – более 1,5 млн. т и овощей борщового набора – около 0,7 млн тонн. «Весь «лишний» объем овощей пришлось выбросить на свалку. А это порядка 2 млрд грн. прямых убытков для отечественных сельхозпроизводителей», – говорит руководитель проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты» Татьяна Гетьман, сообщают Комментарии.

Но даже если продукты дождались своего оптового покупателя, это вовсе не означает, что они не окажутся на свалке. Так, только при доставке продуктов от перепада температур и неправильной транспортировки портится порядка 40% овощей и фруктов, около 30% рыбы и мяса и 5-10% молока и молокопродуктов.

Дальше наступает очередь магазинов и рынков пополнять свалки. Правда, последние идут на это неохотно. С помощью химии несвежие продукты в рознице обретают «вторую жизнь» и становятся приятными на цвет и вкус.

Сильно подпорченные перерабатывают в кулинарные изделия и полуфабрикаты, а на тех, срок годности которых закончился недавно, просто меняют стикеры с датой производства (либо приклеивают сверху новый ценник с датой расфасовки).

В некоторых сетевых супермаркетах устраивают распродажу с 20-50%-ной скидкой товаров из кулинарии, а в ряде городов можно найти палатки и ларьки, специализирующиеся на реализации заведомо просроченных товаров по сниженным ценам. Но даже с помощью таких ухищрений полностью реализовать продукты питания не удается и порядка 2 млн тонн в год приходится утилизировать.

Цифра была бы намного больше, если бы не хитрости продавцов. Кроме вышеупомянутых способов реализации продуктов супермаркеты всячески стимулируют потребителей покупать больше, чем им нужно на самом деле. Зачастую с помощью более крупной упаковки, которая стоит дешевле, либо надписей «купи три по цене двух». А иногда сами украинцы из-за банального желания «сэкономить» приобретают акционные товары с критическим сроком годности.

Кроме того, по словам генерального директора компании «Ресторанный консалтинг» Ольги Насоновой, в общепите (кафе, фастфудах и ресторанах) клиенты оставляют в тарелках примерно до 20% еды. Недоеденными в основном остаются украшения фирменных салатов и горячих блюд, хотя они тоже съедобные.

По оценкам консалтингового агентства «ААА», годовой объем испорченных украинцами продуктов в денежном выражении составляет порядка 5-5,5 млрд грн.

Больше всего еды выбрасывается в период новогодне-рождественских праздников.