Социальные сети заменяют классические масс-медиа

17.05.2017 13:14   -
Автор:
В соцсетях мы получаем сведения от тех, на чьи новости подписаны. В основном это друзья, с которыми у нас и так общие взгляды. Многочисленные исследования подтверждают, что люди склонны потреблять в первую очередь только ту информацию, которая соответствует их убеждениям. Алгоритмы компаний Google и Facebook только усиливают этот феномен, ибо там мы получаем еще больше того, что ищем или на что нажимаем кнопку “нравится”. Возникают так называемые “пузыри фильтров”. В них, как в помещениях, усиливающих эхо, люди слышат только то, что сами думают и во что верят.
Вообще-то, ничего страшного в фильтрах нет. Чем больше информационных потоков на нас устремляется, тем больше мы нуждаемся в техниках и инструментах, чтобы отличить важное от неважного. В эпоху появления современного гражданского общества эту функцию выполняли именно масс-медиа. До сих пор каждый тираж газеты New York Times украшает фраза: “Все новости, достойные быть напечатанными” (“All the news that's fit to print”). Иными словами, сначала проверяется значимость новостей, и затем они публикуются согласно четкой иерархии.
Но в ленте новостей Facebook ничего подобного пока нет. Там вперемешку идут сообщения прессы, видео с котятами, мнения на политические темы, личные воспоминания, эпизоды кулинарного эксгибиционизма и так далее. Ложные сообщения расходятся миллионами и имеют реальные последствия: 28-летний мужчина открыл стрельбу в вашингтонской пиццерии, поверив фейковой новости о том, что Хиллари Клинтон создала в ней сеть по распространению детской порнографии.
Согласно исследованию Стэнфордского университета, четверо из пяти 12-13-летних подростков в США сегодня не умеют отличить новости от рекламы. Если мы хотим, чтобы такого у нас не происходило, нам необходимо значительно улучшить образование своих детей в вопросах обращения со СМИ. Мы должны научить их тому, какие шансы и какие риски подстерегают их в интернете. Мы должны раскрыть механизмы появления эффекта информационного эха и показать, как работают популисты, перевирающие правду, и как можно проверять факты. Место, где это должно происходить, – школа. И да, для этого необходимы педагоги, которые сами разбираются в интернете и в соцсетях и часы в школьной программе.
Подготовила Ольга Тараб