Социализм по-африкански. В Танзании до сих пор существуют колхозы

22.02.2013 18:00   -
Автор:

Тридцать лет назад харьковская студентка Валентина Шайо вместе с мужем Ибрагимом переехала к нему на родину, в Танзанию. В то время здесь строили особый, африканский, социализм.

«Я бы не сказала, что у них социализм был, потому что ничего в магазинах не было, это у нас социализм был, – рассказала корреспонденту Подробностей нынешняя хозяйка магазина сувениров Валентина Шайо. Ее мужу, инженеру, предоставили дом, где все было «казенным». Инвентарные номера стояли даже на белье. – Даже давались постельные принадлежности, ложки, вилки».

Соседи знали: Валентина приехала из страны развитого социализма. Они спрашивали ее: «Правда ли, что у вас машины общие, и каждый может взять любую?»

«Причем, у многих был тоже вопрос: «А женщины?» После машины задавали вопрос: «А женщины у вас тоже общие?», – добавляет Валентина.

Вопрос вполне серьезный. Моделью для афро-социализма служила сельская община, а в местных селах женщин считали чем-то вроде имущества.

Все вокруг народное, все вокруг мое. «Vijiji wya ujamaa», в переводе «коммунальные деревни», самый громкий проект африканского социализма. Все работали на общину в меру своих сил и желания, каждый получал свою долю из общего котла. Как ни странно, проект оказался живучим. Даже сейчас посреди жаркой саванны можно найти такие вот африканские колхозы.

Кукуруза и рис источник жизни для деревни Бутиама. В поле выходят чуть свет, но к обеду на рабочих местах остаются только самые выносливые.

Бывший лидер общины Джек Ньямвага, ветеран коллективного труда, убежден – все африканские крестьяне в душе социалисты: Понятия «семья» и «деревня» в Африке всегда означали одно и то же. Богатые крестьяне помогали бедным. Если у меня не было коров, мне бы обязательно дали их на время, чтобы у моих детей было молоко.

Именно в деревне Бутиама родился человек, придумавший концепцию африканского социализма.

Первый президент Танзании Джулиус Ньерере дружил и с Востоком, и с Западом. В местных «колхозах» с одинаковым гостеприимством встречали и британского премьера Маргарет Тетчер, и китайских коммунистов. После двадцати лет правления Ньерере добровольно оставил президентское кресло и вернулся крестьянствовать в родное село, где и закончил свои дни. А вскоре пришел конец и африканскому социализму. Сегодня мавзолей Джулиуса Ньерере со временем тоже стал объектом капитализации. Для того, чтобы увидеть могилу главного афро-социалиста, даже его соратникам нужно платить за вход.

«Нас добил распад Советского Союза. Это было худшей рекламой социализма. Мы потеряли шанс повернуть богатых и бедных лицом друг к другу», – считает Джек Ньямвага.

Источник:Подробности