Школьный конфликт – под прицелом учитель – газета «Харьковские известия»

14.07.2020 03:01   -
Автор:
Не исключение – атаки на педагогов со стороны детей и их родителей. Как правильно подойти к решению подобных ситуаций, чтобы они не стали нормой для школы?
Мы привыкли думать, что причина буллинга в школе — это неуправляемый ребёнок, подстрекающий коллектив унижать и травить другого ребенка. Или бесчеловечный педагог, который позволяет себе недостойное поведение по отношению к школьнику. На самом деле травля имеет куда более широкое разнообразие. Психологи выделяют в школьной среде дисфункциональные группы. В них всегда есть жертва, агрессор и третья сторона — зрители. Проблема в том, что если агрессора или жертву удалить, скорее всего, в группе просто перераспределятся роли и их место займёт кто-то другой. Принято считать, что жертвой буллинга становятся слабые непопулярные дети. Учителя обычно выступают в роли агрессора или равнодушного наблюдателя. В отношениях «взрослый — ребенок» общество чаще всего на стороне ребенка. В результате проблемы учителей просто игнорируют. «Не нравится — увольняйся», — говорит система. «Будьте внимательны», — советуют специалисты.
Психологи и социологи, которые изучают проблему буллинга учителей, говорят, что негатив со стороны школьников и их родителей может проявляться в разных формах. Педагога могут унижать открыто, т. е. портить его личные вещи или применять к нему физическое насилие. Также буллинг может проявляться не только в групповых издевательствах над учителем. Конфликт может происходить и на межличностном уровне. Иногда педагогу попросту не доверяют родители, а школьники считают его непопулярным. Молодых учительниц могут осуждать за откровенные фотосессии в купальниках в сети, писать негативные посты. И это тоже, по мнению специалистов, является травлей.
Если такие действия по отношению к преподавателю будут иметь доказательную базу, то жестокий ученик может ответить за буллинг по закону. И далеко ходить не надо. Март минувшего года. На Хмельнитчине школьника судили за буллинг над учителем. Булле ром оказался старшеклассник. Травля учителя проявлялась в систематических оскорблениях и психологическом давлении со стороны ученика. Подростка признали виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 173-4 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Суд обязал мать несовершеннолетнего уплатить штраф в размере 850 грн.
Сейчас сотрудники полиции призывают граждан не замалчивать подобные случаи, открыто освещать темы прессинга учителей со стороны детей и их родителей.
В советское время школа была закрытым институтом. Родители не были туда вхожи, детей, по сути, воспитывало государство.И делало это так, как считало нужным. Каждого родительского собрания школьники ждали со страхом. Так выросло поколение, за которое в детстве никто не вступался в школе. Оно на себе испытало: если будут ругать, мама и папа не встанут на защиту. Став родителями, его представители мучаются от завышенных опасений, что их детей обидят в школе, и принимают внутреннее решение не допускать этого. С одной стороны, защищать ребёнка во что бы то ни стало — хорошее намерение, но с другой — так родители могут инициировать травлю, даже не осознавая этого.
Замечание в дневнике и вызов к директору уже ничего не значат. Родители от учителей требуют индивидуального подхода, определённого внешнего вида, нестандартных решений на уроках. За проявленную строгость бегут к директору жаловаться на учителя, а то и пытаются привлечь педагогов к ответственности. Порядка 20 % учителей предпочитает замалчивать то, что их травят. За психологической поддержкой к семье обращается только треть. К друзьям — практически никто. Статус взрослого человека, который вроде как живёт полноценной жизнью, не позволяет жаловаться публично на то, что над ним издеваются пятиклассники или их родители. Признаться в травле — всё равно, что расписаться в собственной профнепригодности.
Многие психологи склонны считать, что в таком случае может помочь коллега: когда у опытных преподавателей есть возможность прийти на урок к молодому учителю и при необходимости деликатно включаться в него. Для детей это должно выглядеть как решение двух взрослых людей, которые почему-то сейчас определились, что ведут урок вместе. При такой поддержке любые намёки на травлю быстро пропадают.
АНТИБУЛЛИНГОВЫЕ МЕРЫ НЕ ПАНАЦЕЯ, НО ВСЕ ЖЕ…
Буллинг по отношению к учителям — малоизученное, но широко распространенное явление школьной действительности. Для противостояния ему необходимы объединенные усилия и системная работа.
Успешный опыт организации безопасного в психологическом плане пространства основан на том, что каждый взрослый, работающий в образовательной организации, от педагога до буфетчицы, несет ответственность за порядок в школе. Забота о качестве общения учителей и учеников — лучшая профилактика насилия.
Уникальность каждой конкретной школы не позволяет говорить об одной типовой модели противостояния насилию. Необходимо творчески работать с теми вызовами, которые подбрасывает реальность. Общие антибуллинговые меры, которые может принять школа, сводятся к следующему:
  • необходимо проводить профилактику причин, которые могут привести к буллингу. Важными элементами этого являются повышение квалификации самих педагогов и введение системы урегулирования конфликтов. Начать можно с демонстрации неравнодушного отношения: не проходить мимо ситуаций травли, вмешиваться, оказывать помощь жертве;
  • следует повышать внимание к этому феномену у всех участников образовательного процесса. Необходимо, чтобы жертва не чувствовала себя виноватой в травле, не боялась выносить ситуацию на обсуждение;
  • в каждой школе следует разрабатывать эффективные правила на случай травли. В них школа обозначает свою однозначную позицию — дискриминация и буллинг запрещены. Там в правилах школы должно быть прописано, какую помощь получат жертвы травли и какие санкции будут применены к буллеру.
Чтобы антибуллинговые меры работали, необходимо правила поведения не просто озвучить, но и закрепить в школьном распорядке, уставе школы, довести их до сведения учеников. И самое главное, система наказания должна работать. Иначе у обидчиков страха не возникнет.
Борьба с буллингом в школах Харькова стала одной из первоочередных задач Департамента образования горсовета и администраций школ. В учебных учреждениях регулярно проводятся родительские собрания, классные часы и индивидуальные беседы, где освещается вопрос профилактики буллинга и толерантного отношения детей, педагогов, родителей друг к другу. Также в школах Харькова часто проводятся круглые столы на тему борьбы с травлей детей сверстниками, которые инициирует городской родительский совет.