Ребенку нужна семья – газета «Харьковские известия»

08.12.2020 01:31   -
Автор:
Но городские власти делают все возможное, чтобы дети, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию, смогли обрести настоящий дом. Чтобы после того, как их забрали из асоциальной семьи, они получили настоящую помощь в семье благополучной.
— Философия городской власти, Департамента служб по делам детей и моя личная такова: детей, оставшихся без родителей, нужно воспитывать в семьях, — объясняет заместитель Харьковского городского головы по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения Светлана Горбунова-Рубан. — Мы делаем для этого все возможное. Потому что, каким бы ни был замечательным приют или детский дом, семейное тепло заменить невозможно. Мы всеми силами стараемся прививать обществу мысль, что чужих детей не бывает. И если у вас есть возможность помочь, подарить будущее такими детям, это надо делать. Поэтому я хочу рассказать харьковчанам о работе, которая проводится в городе в этом направлении.
ЯЩИК ПАНДОРЫ
— К большому сожалению, примеров асоциальных семей, в которых ребенку плохо, очень много. Я написала даже книгу. Называется «Ящик Пандоры». Что такое ящик Пандоры, думаю, известно всем. Наша городская комиссия по защите прав детей — это и есть ящик Пандоры, — продолжает Светлана Александровна. — Мы на заседаниях каждый раз его приоткрываем и выпускаем наружу до ста различных проблемных вопросов, бед, в которых нужно разобраться и решить, как быть дальше. А жизненных примеров пруд пруди. Зачем далеко ходить? 17-летняя мать бьет своего двухмесячного ребенка только потому, что он кричит. Бабушка младенца не выдержала и вызвала полицию, которая, в свою очередь, пригласила представителей нашей службы по делам детей. Когда мы забрали ребенка в больницу, выяснилось, что у него отит. Он постоянно плакал и кричал, потому что у него болели ушки. А эта, с позволения сказать, мать его бьет и в основном по голове. Почему-то взрослые, когда бьют ребенка, стараются лупить именно по голове.
На заседаниях исполкома я обязательно докладываю об изъятии ребенка или нескольких детей из условий, угрожающих их здоровью и безопасности. В семьях, где растут эти дети, зачастую пьют или употребляют наркотики, не работают. А сколько у нас было на улицах детейпопрошаек, бродяжек. Но мы справились с этим, и теперь их практически нет. Мы организовывали рейды, забирали их с улиц. В беседах выяснялось, что просят они зачастую потому, что их посылают попрошайничать сами родители.
Тяжелых ситуаций действительно много. Но главное, что нам удалось сделать на сегодняшний день, — получить отклик харьковчан. Мы уже достаточно длительное время получаем телефонные звонки от соседей, родственников, просто неравнодушных людей, которые передают информацию о семьях, в которых страдают дети. У нас тесное сотрудничество с патрульной полицией, ювенальной превенцией, которые нас информируют обо всех конфликтных ситуациях, в которых фигурируют дети. В этом плане четко работает система охраны здоровья. В больнице № 17 — отдельный бокс для детей до года, которые брошены родителями или извлечены из семьи. С таким детьми работают больницы № 24, 16. Практически все участвуют в судьбах этих детей, предоставляя или специализированную медпомощь, или место, где дети ждут, когда решат их судьбу.
Наша задача — максимально отслеживать все происшествия с участием детей с точки зрения защиты их прав. Чтобы не допустить жестокости, насилия в отношении детей, опасности для их жизни и здоровья в семьях. А если это случится, то с нашей стороны следует мгновенное, жесткое реагирование.
РОДНЫЕ ЛЮДИ
Сегодня в государстве существуют три формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки: усыновление, опека/попечительство и приемная семья/детский дом семейного типа.
— Самая надежная перспектива для детей, которые по тем или иным причинам остались без родителей — усыновление, — считает вице-мэр. — Ребят принимают в семью, и они становятся родными. Только такая форма устройства отменяет статус ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки. Усыновление устанавливает между родителями (усыновителями) и ребенком те же взаимные права и обязанности, предусмотренные законодательством, что и для биологической семьи. Ребенок может быть усыновлен из любой формы устройства: опеки, приемной семьи, детского дома семейного типа, интерната, если он состоит на учете как ребенок, подлежащий усыновлению.
Ежегодно усыновляется около 100 детей — жителей Харькова.
Также наиболее распространенной формой устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, остается опека/попечительство. Опекунами и попечителями чаще всего становятся люди, которых с детьми связывают семейные отношения.
Опека устанавливается над ребенком, не достигшим четырнадцатилетнего возраста, попечительство — над ребенком в возрасте от 14 до 18 лет.
Люди, принимающие детей под опеку, хотят, прежде всего, сохранить родственные связи с детьми, оставшимися без попечения родителей, создать для них комфортные условия и защитить их личные и имущественные права. В настоящее время с опекунами и попечителями в нашем городе проживают 1005 детей.
Люди, которые нашли свое призвание в воспитании детей и готовы посвятить этому жизнь, создают приемные семьи или детские дома семейного типа (ДДСТ).
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ
В апреле 2002 года в Украине закончился экспериментальный проект по созданию приемных семей в Автономной Республике Крым, Запорожской, Львовской, Харьковской областях и в Киеве, результатом которого стало закрепление этой практики на законодательном уровне и распространение ее на все регионы страны.
Приемная семья — это семья или человек, не состоящий в браке, которые взяли на воспитание и совместное проживание от одного до четырех детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
С 2002 года в Харькове были созданы 70 приемных семей, благодаря которым более 100 детей были воспитаны не в интернатах, а в семейном окружении. Каждая из приемных семей функционировала в среднем 10—18 лет. Сегодня 27 семей воспитывают 42 ребенка.
Люди, пожелавшие стать приемными родителями, обязательно проходят обучение, которое проводят региональные центры социальных служб с привлечением специалистов по вопросам психологии, педагогики, медицины по программе, разработанной Минсоцполитики. В дальнейшем не реже чем раз в два года родители посещают курсы повышения воспитательного потенциала. В течение всего периода функционирования приемную семью сопровождают служба по делам детей и центр социальных служб.
Дети могут проживать в такой семье до 18 лет, а в случае продолжения обучения в профессионально-техническом или высшем учебном заведении — до 23 лет или до окончания учебы.
За приемными детьми сохраняются льготы и государственные гарантии, предусмотренные законодательством для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Ежегодно местные отделы по делам семьи, детей и молодежи обеспечивают бесплатное оздоровление приемных детей.
ПАТРОНАТ
В городе появилась еще одна форма устройства ребенка, попавшего в тяжелую жизненную ситуацию, рассказывает заместитель городского головы:
— Если система постоянного устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в Украине с годами сложилась, то вопрос временного пребывания детей, которых забирают из опасной среды, остается острым. Дети, пострадавшие от жестокого обращения, или проживали в условиях, которые представляли угрозу для их жизни и здоровья, длительное время вынуждены находиться в медицинских или социальных учреждениях, не получая семейного тепла, заботы и домашнего уюта.
Постепенно альтернативой таких заведений для детей становятся патронатные семьи.
Патронатных воспитателей, так же как и приемных родителей, обучают особенностям ухода за детьми, тонкостям общения, методам воспитания и социальной реабилитации детей. Они получают от государства средства на содержание ребенка и заработную плату.
Пока в Харькове только одна патронатная семья, она оказала помощь 4 детям из 2 семей. За время проживания детей в такой семье не утрачивается связь с родными родителями, патронатные воспитатели совместно со службой по делам детей и центром социальных служб помогают им преодолеть трудности, повысить воспитательный потенциал, создать комфортные условия для возвращения детей в родную семью. Одна семья уже сохранена, двое детей вернулись к родителям.