"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Ребенку достаточно 2,5 часов в день, чтобы освоить школьную программу

У большинства хоумскулеров стандартный набор претензий к школьному образованию: насильственная коллективизация, которую нельзя назвать социализацией, принудительный выбор коллектива, на который никак нельзя повлиять, принудительный выбор темпа обучения. Негативные воспоминания остаются с детства, и, вырастая, для своих детей такие люди выбирают домашнее обучение.
«Если говорить об обучении по школьной программе, то ребенку достаточно двух с половиной часов в день, чтобы ее освоить, – рассказывает Рина Леонтьева, консультант по вопросам хоумскулинга, а также соорганизатор июльского семейного лагеря «Освітній експеримент 2017». – Не нужно сидеть восемь часов в день за уроками. Школьная программа построена концентрически, на повторении одного и того же. В классе это необходимо, потому что некоторые дети могли пропустить урок. Но если учиться индивидуально и качественно изучать понятия, когда они впервые встречаются ребенку, то не нужно тратить столько времени на их повторение».
Рина делится своим опытом организации образования дочери, которая с легкостью сдала ДПА в четвертом классе: «Если говорить об организации времени как такового, то мы никогда не учим все предметы за одну неделю. В младшей школе у дочки было чтение, письмо и математика каждый день, но все остальные предметы мы учим блоками. Если говорить о методиках, то природоведением мы не занимались по книжкам, а ходили в лес, ездили в горы, ставили опыты, ходили на кружок юных физиков, где она все изучала. А перед аттестацией она за две недели прочла учебник природоведения как литературу для внеклассного чтения и потом легко отвечала на все вопросы».
Родители часто боятся, что на хоумскулинге трудно выдерживать дисциплину и ребенок будет лениться, отлынивать от учебы. Однако хоумскулеры настаивают, что такая проблема может возникнуть только у детей, прошедших опыт школы. Те дети, которые изначально учились дома – любят учиться. Им это интересно.
«Для тех семей, где был школьный опыт и ребенок демотивирован, есть технология «расшколивания» – ученик, травмированный школой, должен на каждый год школы провести один месяц без учебы, – комментирует Леонтьева. – То есть, если ребенок учился два года, то он два месяца отдыхает. Условия правильного «расшколивания» – это отсутствие доступа к пассивному потреблению контента, прогулки, компания друзей для сотворчества и книги в неограниченных количествах».
Что же касается ЗНО, то, по словам хоумскулеров, информация о требованиях школьной программы доступна в интернете.
«Но для современной жизни и обеспечения будущего нашим детям уровень школьной программы бесполезен – он безнадежно низок. Поэтому нужно смотреть на интересы своего ребенка и поощрять его склонности, только не думать о его будущей карьере и не профилировать его. Нужно идти за ребенком, его интересами, посматривая на календарный план Министерства образования одним глазом» – уверяет Рина Леонтьева.
Подготовила Ольга Тараб