Райнин задумался о запрете митингов в Харькове

24.02.2015 13:16   -
Автор:

Число жертв теракта возле Дворца спорта выросло до трех человек. 15-летний школьник Даниил Дидик в понедельник около 13.00 умер в больнице скорой и неотложной помощи – последние часы он был в коме. Евромайдан тем временем продолжает устраивать массовые акции, губернатор размышляет над запретом подобных мероприятий.

В день траура по погибшим в прощенное воскресенье в саду Шевченко далеко не так людно, как в день трагедии, когда многие харьковчане собрались у памятника Кобзарю на стихийную панихиду. Бросается в глаза невиданное до сих пор на акциях Евромайдана количество милиционеров. Неподалеку от монумента припарковано 12 милицейских автомобилей, правоохранители время от времени проверяют сумки у прохожих, которые идут мимо памятника.

Евромайдановцы принесли с собой фотографии погибших, волонтера Игоря Толмачева и подполковника милиции из Первомайского Вадима Рыбальченко. У многих в руках – букеты красных гвоздик. В час дня, как и было запланировано – минута молчания, сотрудники ГАИ останавливают машины, которые едут по Сумской. Но притормаживают неохотно, никто из водителей не сигналит. Со сцены Евромайдана его лидеры чуть ли не впервые обращаются к милиционерам, которых еще год назад здесь принято было ругать. «Уважаемые милиционеры, вы стоите на наших акциях рядом с нами, и , как оказалось, рядом с нами умираете», – сказал один из активистов Евромайдана Игорь Рассоха.

Среди пострадавших милиционеров действительно много – четыре человека, не считая погибшего. На воскресной акции их было немало – 150 человек, митингующих по разным подсчетам от 300 до 500 человек. Правоохранители шли по обе стороны от колоны с людьми, потому среди них много раненых. А вот Игорь Толмачев оказался во главе колоны почти случайно.

«Мы с ним шли немного позади, но тут Игорю позвонили и он бросился в начало колоны – направлять движение. Он выскочил на левый фланг, завернуть колону, чтобы мы не перегораживали движение. И тут раздался взрыв», – вспоминает друг погибшего Александр Частюк.

“Был классным ребенком”

Со смертью Игоря Толмачева Евромайдан потерял одного из главных организаторов. Игорь координировал взаимодействие между различными общественными организациями и был комендантом палатки «Все для Победы» на площади Свободы, в которой собирают деньги для армии и Нацгвардии. Сейчас майдановцы думают, как перераспределить его функции между другими членами команды.

Во время панихиды организаторам звонят с плохой новостью: в «неотложке» умер Даниил Дидик. У него была открытая черепно-мозговая травма, с воскресенья он находился в коме. Врачи около пяти часов оперировали парня в восресенье, но надежд практически не давали. У памятника объявлена еще одна минута молчания.

Даня учился в 11-й школе, рядом с Дворцом Спорта, жил с родителями и 4-летней сестрой. «Он был классным ребенком – хорошим, где-то чувствительным. Никогда не был замечен ни в каких аморальных поступках», – рассказал его лечащий врач Андрей Пеньков. Даня вместе был на митинге в воскресенье вместе с одноклассником, у него – осколочные ранения брюшной полости, состояние по-прежнему тяжелое. Одноклассники ребят говорят, что они были патриотами Украины, помогали волонтерам, армии в АТО, кто-то причисляет их к движению ультрас «Металлиста».

“Главное не сдаваться”

Несмотря на серьезные утраты, Евромайдановцы не собираются прекращать практику организации митингов и шествий. Они полагают, что милиция и спецслужбы должны обеспечить им более серьезную защиту.

«Воскресные события стали знаковой точкой для нас. И главное сейчас – не испугаться, не сдаваться и не опускать руки. Мы не должны показывать, что нас можно запугать», – говорит соорганизатор акции Владимир Чистилин.

Власти храбрую позицию активистов не разделяют. Губернатор Игорь Райнин собирается посоветоваться со спецслужбами и прокуратурой о том, не запретить ли в Харьковской области вообще все массовые акции. Он не согласен с тем, что ответственность за трагедию несут только правоохранители.

«Я считаю, что любые организаторы массовых акций должны быть ответственны за свои действия, и за тех людей, которых они зовут на митинги. Ситуация в стране непростая, в 100 километрах от Харькова происходит военный конфликт», – заявил Райнин.

Губернатор рассказал, что накануне воскресных акций силовики отговаривали активистов устраивать шествие от Дворца Спорта – слишком длинный маршрут, безопасность на котором почти невозможно обеспечить. К тому же, в центре проходило другое шествие. Там собралось около 4 тысяч человек, потому основные милицейские силы бросили на защиту этого митинга. Взрывчатку же на Маршала Жукова просто не заметили. «Мы, извините за выражение, обнюхали там все урны, там все было нормально, но то, что было где-то под снегом – не нашли», – сетует губернатор.

Не самоделка

В прокуратуре в ночь на вторник закончили собирать вещественные доказательства. Готовы предварительные заключения экспертов – взрывное устройство оказалось вовсе не самодельным, как говорили вначале.

«По предварительным данным экспертов, взорвалась противопехотная мина с радиоуправляемым устройством. Мы примерно знаем ее маркировку, ее тротиловый эквивалент составляет около 2 кг. Сейчас взрывотехники устанавливают, каким образом был проведен взрыв – пультом или включением телефона – и тогда мы будем понимать, с какого расстояния преступник произвел взрыв», – рассказал прокурор Харьковской области Юрий Данильченко.

Следователи опросили 200 свидетелей происшествия и установили, кому принадлежат автомобили, припаркованные у дороги в день трагедии – у владельцев потребуют записи видеорегистратора. В прокуратуре предполагают, что взрывчатку заложили между часом и четырьмя часами ночи накануне шествия – именно в это время было отключено освещение.

«Эта темнота, хотя она не оправдывает работников СБУ и внутренних дел, не дала нам возможность предотвратить эту акцию, – заявил замгенпрокурора Владимир Гузырь. Следователи рассматривают несколько версий случившегося, среди них – совершение теракта «Харьковскими партизанами» (они еще в воскресенье заявили, что не причастны к теракту) или другой группой для дестабилизации ситуации в регионе. А вот причастность к теракту четырех задержанных ранее диверсантов пока что под вопросом – никаких доказательств нет.

Источник: Вести